Введение. Статья посвящена исследованию отношения к неопределенности у студентов, обучающихся в условиях постковидной цифровой трансформации высшего образования. Исследуются ситуации неопределенности с неизвестными переменными, возникшими в условиях цифровизации образования. Материалы и методы. В качестве методов исследования использованы общетеоретические методы: анализ теоретических и научно-практических источников, анализ эмпирических исследований, обобщение. Проведено пилотное исследование среди студентов по опроснику толерантности к неопределенности Д. МакЛейна (адаптация Е. Г. Луковицкой), возраст респондентов от 20 до 30 лет, количество - 182. Результаты исследования. Дана классификация ситуаций неопределенности с неизвестными переменными, возникшая в условиях цифровизации образования. К таким переменным относятся: несформированость достаточного уровня цифровой компетентности у студентов и преподавателей для работы с разными видами цифровых платформ; несформированность навыков самоорганизации у студентов для достижения образовательных целей; отсутствие привычных способов межличностного взаимодействия между студентами; отсутствие формальных и неформальных правил цифровой этики в цифровом образовательном пространстве; несформированность правил и стандартов цифровой гигиены для субъектов образовательного процесса, что оказывает влияние на снижение личностных ресурсов; ситуация принципиальной неизвестности будущего с точки зрения результатов обучения и возможности трудоустройства в постковидной экономике. Заключение. Полученные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на проходящую цифровую трансформацию в высшем образовании, показатели отношения к неопределенности у студентов находятся в возрастной норме. Такая позиция студентов может быть обусловлена тем, что в студенческом возрасте происходит освоение сложных научных и практико-ориентированных способов познания мира, методов получения и переработки информации. Но это может быть обусловлено и тем, что реальные изменения в системе высшего образования многими студентами еще до конца не воспринимаются как ситуации неопределенности. Представленные данные охватывают локальные группы студентов, что не позволяет делать серьезные социально-психологические прогнозы. Лонгитюдный характер исследований позволит в перспективе определить влияние сложившихся ситуаций неопределенности в условиях постковидной цифровой трансформации высшего образования на отношение к неопределенности у молодых людей.
Original languageRussian
Pages (from-to)114-123
Number of pages10
JournalПсихология человека в образовании
Volume5
Issue number1
DOIs
Publication statusPublished - 2023

    Level of Research Output

  • VAK List

    GRNTI

  • 15.31.31

ID: 39290513