Исследование старообрядческих списков литературного апокрифического памятника «Страсти Христовы» позволяет проследить процесс формирования текстовой и изобразительной частей этого сочинения. В результате сравнения и сопоставления текстов старообрядческих печатных книг и рукописей XVIII - начала XX в. удалось выявить основные типы текстовых редакций памятника. В непосредственной зависимости от изменения текста находится развитие изобразительного ряда памятника - включение новых элементов в изображения и целых композиций. С опорой на сравнительно-исторический метод исследования миниатюр Ф. И. Буслаева был проведен анализ иконографии пяти рукописей, собранных на территории Уральского региона. Это дало возможность определить три устойчивые изобразительные редакции Страстного цикла. Редакционные особенности и различия обусловлены наличием определенных стандартов в расположении фигур и основных мотивов на пространстве миниатюры. В рассмотренных списках представлены различные варианты лицевого воспроизведения памятника: подробные текстовые обобщения, акцентирование внимания на деталях сюжета и разнообразии миниатюр к ним; следование иконописной художественной традиции русского искусства и копирование отдельных сюжетов икон; необычное соединение элементов народной художественной культуры, в частности, приемов оформления предметов декоративно-прикладного искусства с широко распространенным в искусстве миниатюры использованием западноевропейских гравюрных образцов. Процесс формирования миниатюр Страстного цикла отразил три основные тенденции развития русского искусства этого времени: сохранение канона древнерусской живописи, влияние западноевропейского искусства, а также повсеместное присутствие и воздействие народного искусства на художественное творчество оформителей рукописей.