DOI

На материале русского языка рассматриваются языковые аспекты создания социального автопортрета говорящего. Дается обзор тех речевых форм и жанров, которые вынуждают говорящего к конструированию собственного «я» через характеристику профессиональной, возрастной, статусной принадлежности. Анализируются синтаксические конструкции с семантикой таксономической или оценочной характеризации, построенные по модели «Я - N», где N - существительное или местоимение-существительное. С опорой на данные идеографических словарей обобщены те единицы, которые могут использоваться в исследуемых высказываниях. Особое внимание уделяется прагматическим ограничениям на использование некоторых конструкций, например, таких как «Я чиновник», «Я гений», «Я интеллигент», «Я поэт». В качестве предикатов исследуемой модели могут выступать не только наименования положительно оцениваемых свойств, но и отрицательные характеристики, используемые для самоумаления, самоуничижениия, саморазоблачения говорящего и с другими прагматическими целями. Каждая из рассмотренных в статье шести моделей социальной самоидентификации и самопрезентации связана со стратегиями речевого поведения, при которых автопортрет создается через различные речевые маски, метафорические и другие иносказательные образы собственного «я». Систематизируются некоторые идиоматические способы выражения социальной идентичности, закрепленные в паремиях или реализованные в ряде синтаксических фразеологизмов. Особое внимание уделяется таким конструкциям, в которых самоидентификация используется для создания речевой маски, конструирования особого художественного образа. Анализируются метафорические выражения, а также высказывания с оппозитивным представлением социального статуса, позволяющие создать уникальные характеристики собственной идентичности. Авторы разграничивают понятия самопрезентации и самоидентификации, предполагая, что в первом случае говорящий адресует высказывание о себе другим лицам, а во втором имеется в виду сообщение о себе личностно значимой информации, отображение личного самосознания, раскрытие внутреннего мира.

Translated title of the contributionSemantics of social self-identification and self-presentation in Russian Language Structures
Original languageRussian
Pages (from-to)107-120
Number of pages14
JournalQuaestio Rossica
Volume4
Issue number4
DOIs
Publication statusPublished - 2016

    ASJC Scopus subject areas

  • History
  • Literature and Literary Theory
  • Visual Arts and Performing Arts
  • Language and Linguistics
  • Linguistics and Language
  • Cultural Studies

    Research areas

  • semantics, pragmatics, evaluation, syntactic structures, identity, speaker's social status

    Level of Research Output

  • VAK List

    WoS ResearchAreas Categories

  • Humanities, Multidisciplinary

ID: 1764958