В статье исследуется проект «История Российского государства» Б. Акунина в аспекте историософской концепции писателя, реализованной как в исторических томах, так и в серии художественных сопровождений к ним. Показано, что для проекта в целом характерны особая модальность возможного, но не свершившегося, постоянная артикуляция значимости несостоявшегося, специфическая авторская интонация, связанная с постоянным ощущением упущенного выбора более успешного исторического пути. В историческом повествовании пространство нереализованных возможностей объяснено как особым географическим положением страны, так и психологическими и даже психофизиологическими особенностями главных действующих лиц. В художественных текстах-приложениях авторский взгляд меняется. Если в исторических томах доминантным приемом становится метод психологической дешифровки, то в беллетристических сопровождениях упор сделан на демонстрацию роли случая/случайности в образовании и развитии российской государственности, для чего используется прием ретропрогнозирования, заставляющий читателя вспоминать (не без досады), что история не знает сослагательного наклонения.