Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{2892f1f7b9c64432b5030aaae82430ff,
title = "ПРОЯВЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ И КВАЗИКОНКУРЕНЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИИ В БОРЬБЕ ЗА ПРИВЛЕЧЕНИЕ АБИТУРИЕНТОВ",
abstract = "Глобализация и развитие экономики знаний повышает конкуренцию на рынке высшего образования. Рост конкурентоспособности высшего образования на мировом рынке во втором десятилетии XXI века стал официальной государственной задачей. В этой связи исследование вопросов конкуренции и конкурентоспособности университетов чрезвычайно актуально. Целью исследования является обоснование наличия и специфики квазиконкуренции российских университетов и оценка ее влияния на повышение эффективности российского высшего образования. Исследовательская гипотеза состоит в том, что, несмотря на неравенство в системе высшего образования, квазиконкуренция присутствует, причем не только внутри групп ведущих университетов на федеральном уровне и между региональными вузами, но и всех против всех, и эта конкуренция повышает эффективность системы в целом, но при этом детерминирована национальными целями и федеральными проектами. Особое внимание уделено такой специфике конкуренции университетов, как конкуренция за государственное финансирование, конкуренция на регулируемом рынке с высокой концентрацией и даже монополизмом. В качестве практического кейса для исследования конкуренции университетов рассмотрена борьба за абитуриентов как яркое проявление конкуренции. Информационной базой исследования являются результаты ежегодных опросов абитуриентов Уральского федерального университета. Основным методом исследования является экономико-математический анализ результатов опросов выпускников. Сделан вывод, что модель квазиконкуренции лучше всего описывает сложившиеся рынки высшего образования. Российская система высшего образования действует в условиях доминирования государственного финансирования и квазирыночной конкуренции. Важным аспектом исследования является выявление взаимосвязи конкуренции в сфере высшего образования и финансирования вузов. Конкуренция между вузами усиливает финансовое неравенство в системе высшего образования. В тоже время по ряду направлений, особенно в части подготовки бакалавров, региональные вузы могут составить конкуренцию ведущим университетам. Влияние конкуренции на систему высшего образования способствует повышению эффективности вузов за счет борьбы за ограниченный набор ресурсов. Интересным практическим выводом исследования, применимым при планировании приемных кампаний, является то, что ценовая конкуренция за абитуриентов бакалавриата уступает конкуренции за качество образования при борьбе за привлечение студентов в магистратуру.",
author = "Сандлер, {Даниил Геннадьевич}",
year = "2022",
doi = "10.15826/vestnik.2022.21.1.006",
language = "Русский",
volume = "21",
pages = "130--151",
journal = "Journal of applied economic research",
issn = "2712-7435",
publisher = "Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования {"}Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина{"}",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ПРОЯВЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ И КВАЗИКОНКУРЕНЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИИ В БОРЬБЕ ЗА ПРИВЛЕЧЕНИЕ АБИТУРИЕНТОВ

AU - Сандлер, Даниил Геннадьевич

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Глобализация и развитие экономики знаний повышает конкуренцию на рынке высшего образования. Рост конкурентоспособности высшего образования на мировом рынке во втором десятилетии XXI века стал официальной государственной задачей. В этой связи исследование вопросов конкуренции и конкурентоспособности университетов чрезвычайно актуально. Целью исследования является обоснование наличия и специфики квазиконкуренции российских университетов и оценка ее влияния на повышение эффективности российского высшего образования. Исследовательская гипотеза состоит в том, что, несмотря на неравенство в системе высшего образования, квазиконкуренция присутствует, причем не только внутри групп ведущих университетов на федеральном уровне и между региональными вузами, но и всех против всех, и эта конкуренция повышает эффективность системы в целом, но при этом детерминирована национальными целями и федеральными проектами. Особое внимание уделено такой специфике конкуренции университетов, как конкуренция за государственное финансирование, конкуренция на регулируемом рынке с высокой концентрацией и даже монополизмом. В качестве практического кейса для исследования конкуренции университетов рассмотрена борьба за абитуриентов как яркое проявление конкуренции. Информационной базой исследования являются результаты ежегодных опросов абитуриентов Уральского федерального университета. Основным методом исследования является экономико-математический анализ результатов опросов выпускников. Сделан вывод, что модель квазиконкуренции лучше всего описывает сложившиеся рынки высшего образования. Российская система высшего образования действует в условиях доминирования государственного финансирования и квазирыночной конкуренции. Важным аспектом исследования является выявление взаимосвязи конкуренции в сфере высшего образования и финансирования вузов. Конкуренция между вузами усиливает финансовое неравенство в системе высшего образования. В тоже время по ряду направлений, особенно в части подготовки бакалавров, региональные вузы могут составить конкуренцию ведущим университетам. Влияние конкуренции на систему высшего образования способствует повышению эффективности вузов за счет борьбы за ограниченный набор ресурсов. Интересным практическим выводом исследования, применимым при планировании приемных кампаний, является то, что ценовая конкуренция за абитуриентов бакалавриата уступает конкуренции за качество образования при борьбе за привлечение студентов в магистратуру.

AB - Глобализация и развитие экономики знаний повышает конкуренцию на рынке высшего образования. Рост конкурентоспособности высшего образования на мировом рынке во втором десятилетии XXI века стал официальной государственной задачей. В этой связи исследование вопросов конкуренции и конкурентоспособности университетов чрезвычайно актуально. Целью исследования является обоснование наличия и специфики квазиконкуренции российских университетов и оценка ее влияния на повышение эффективности российского высшего образования. Исследовательская гипотеза состоит в том, что, несмотря на неравенство в системе высшего образования, квазиконкуренция присутствует, причем не только внутри групп ведущих университетов на федеральном уровне и между региональными вузами, но и всех против всех, и эта конкуренция повышает эффективность системы в целом, но при этом детерминирована национальными целями и федеральными проектами. Особое внимание уделено такой специфике конкуренции университетов, как конкуренция за государственное финансирование, конкуренция на регулируемом рынке с высокой концентрацией и даже монополизмом. В качестве практического кейса для исследования конкуренции университетов рассмотрена борьба за абитуриентов как яркое проявление конкуренции. Информационной базой исследования являются результаты ежегодных опросов абитуриентов Уральского федерального университета. Основным методом исследования является экономико-математический анализ результатов опросов выпускников. Сделан вывод, что модель квазиконкуренции лучше всего описывает сложившиеся рынки высшего образования. Российская система высшего образования действует в условиях доминирования государственного финансирования и квазирыночной конкуренции. Важным аспектом исследования является выявление взаимосвязи конкуренции в сфере высшего образования и финансирования вузов. Конкуренция между вузами усиливает финансовое неравенство в системе высшего образования. В тоже время по ряду направлений, особенно в части подготовки бакалавров, региональные вузы могут составить конкуренцию ведущим университетам. Влияние конкуренции на систему высшего образования способствует повышению эффективности вузов за счет борьбы за ограниченный набор ресурсов. Интересным практическим выводом исследования, применимым при планировании приемных кампаний, является то, что ценовая конкуренция за абитуриентов бакалавриата уступает конкуренции за качество образования при борьбе за привлечение студентов в магистратуру.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=48246607

U2 - 10.15826/vestnik.2022.21.1.006

DO - 10.15826/vestnik.2022.21.1.006

M3 - Статья

VL - 21

SP - 130

EP - 151

JO - Journal of applied economic research

JF - Journal of applied economic research

SN - 2712-7435

IS - 1

ER -

ID: 30012693