В статье рассматривается новый тип конфликтов - протесты публики против современного искусства, - актуализированный в конце ХХ - начале ХХI в. Выделены типичные признаки современных конфликтов: в центре находится дискурс оскорбленности, протест носит групповой и организованный характер, обвинение предъявляется художественным институциям, а формами конфликтного взаимодействия зачастую становятся коллективные аффективные реакции и символическое насилие. Протесты против современного искусства рассмотрены сквозь призму анализа публики как актора конфликта, трансформаций публичного пространства и отношений в нем автономного поля искусства («мира искусства») и полей влияния других социальных сил. Отношения мира искусства и публики выходят за рамки просветительской парадигмы, в которой доминировали асимметрия и пассивное влияние потребителей на динамику поля искусства. Активизация части публики, для которой потребление современного искусства не является культурной нормой, свидетельствует о том, что истоки конфликта не могут быть объяснены правилами художественной коммуникации, сложившейся в обществе модерна. Площадки современного искусства оказываются заметными и важными местами проявления социального напряжения и, следовательно, борьбы политического характера. Искусство в публичной сфере становится наиболее уязвимым местом (Дж. Батлер). Доказывается, что одним из факторов активизации публичных конфликтов стало изменение состава той стороны конфликта, которую мы называем «публика», в отличие от «аудитории искусства». В рамках концепции публичной сферы как агонистического пространства (Ш. Муфф) утверждается необходимость пересмотра ценностных установок художественных институций и стратегий их взаимодействия с публикой.