Образ Второй мировой войны рассматривается в литературно-художественном преломлении трех волн русской эмиграции как особая зона напряженных идейно-философских расхождений. Анализируются художественные и документальные тексты, созданные Г. Газдановым, В. Варшавским, В. Андреевым (первая волна русской эмиграции), Б. Ширяевым, Л. Ржевским, Г. Андреевым (Хомяковым), И. Елагиным (вторая волна эмиграции), Г. Владимовым, А. Зиновьевым (третья волна). Воссоздается объемное и неоднозначное видение войны, свойственное представителям разных периодов эмиграции: патриотическое, антифашистское, коллаборационистское, общефилософское, критическое и патриотическое одновременно. В творчестве каждого писателя тема войны рассматривается в соотношении с его личной судьбой и мировоззренческими позициями. Материал статьи выстроен по принципу исторической хронологии (первая волна, затем вторая и третья), однако анализ произведений конкретных авторов акцентирует определенную и вполне индивидуальную точку зрения. Соположение и сопоставление этих точек зрения дает представление о межэмигрантской полемике вокруг Второй мировой войны, максимально раскрывающей как политические, так и морально-этические и даже экзистенциальные установки писателей-эмигрантов.