Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - ДОВЕРИЕ К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ
AU - Зборовский, Гарольд Ефимович
AU - Амбарова, Полина Анатольевна
PY - 2018
Y1 - 2018
N2 - В статье анализируется доверие как социальный феномен и социологическая проблема высшего образования, рассматривается появление и развитие социологии доверия. Возникновение этой отрасли социологического знания в статье определяется периодом конца 1960-х годов и связывается с именем Н. Лумана. Показывается, что современный период социологии доверия охватывает 2000-2010-е годы. В качестве наиболее важных работ этого периода характеризуются труды Ф. Фукуямы, П. Штомпки, Б. Мишталь, А. Селигмена. Подчеркивается, что в рамках названного периода проявляется интерес к проблематике доверия в России в трудах исследователей Левада-центра. Основным итогом социологических исследований доверия в зарубежной и отечественной социологии, проведенных за три последние десятилетия, стало определение этого социального феномена как сущностной характеристики практически всех сфер и видов межличностных и общественных отношений, составляющих «ткань» социальной жизни. Одной из таких сфер оказалась высшая школа, где фактор доверия стал ключевым в понимании ее сложных процессов, научных трактовок и реальных практик. Авторы доказывают, что на современном этапе изучения доверия в высшем образовании нужен его целостный, системный анализ на основе методологии междисциплинарного исследования, в рамках которого социологический подход может сыграть интегрирующую роль. В статье утверждается, что доверие в российском высшем образовании необходимо исследовать как характеристику и принцип отношений между элементами его системы, образовательными общностями и их конкретными участниками, причем не только в рамках институционального и системного рассмотрения высшей школы, но и ее моральных и профессионально-этических характеристик. Отсюда делается вывод, что необходимо разработать концепцию доверия в высшем образовании, отвечающей ожидаемым и прогнозируемым изменениям российского общества в новых условиях. Суть концепции, по мнению авторов, заключается в анализе направлений, путей и механизмов мобилизации ресурсов доверия в высшем образовании как востребованного нематериального актива его развития.
AB - В статье анализируется доверие как социальный феномен и социологическая проблема высшего образования, рассматривается появление и развитие социологии доверия. Возникновение этой отрасли социологического знания в статье определяется периодом конца 1960-х годов и связывается с именем Н. Лумана. Показывается, что современный период социологии доверия охватывает 2000-2010-е годы. В качестве наиболее важных работ этого периода характеризуются труды Ф. Фукуямы, П. Штомпки, Б. Мишталь, А. Селигмена. Подчеркивается, что в рамках названного периода проявляется интерес к проблематике доверия в России в трудах исследователей Левада-центра. Основным итогом социологических исследований доверия в зарубежной и отечественной социологии, проведенных за три последние десятилетия, стало определение этого социального феномена как сущностной характеристики практически всех сфер и видов межличностных и общественных отношений, составляющих «ткань» социальной жизни. Одной из таких сфер оказалась высшая школа, где фактор доверия стал ключевым в понимании ее сложных процессов, научных трактовок и реальных практик. Авторы доказывают, что на современном этапе изучения доверия в высшем образовании нужен его целостный, системный анализ на основе методологии междисциплинарного исследования, в рамках которого социологический подход может сыграть интегрирующую роль. В статье утверждается, что доверие в российском высшем образовании необходимо исследовать как характеристику и принцип отношений между элементами его системы, образовательными общностями и их конкретными участниками, причем не только в рамках институционального и системного рассмотрения высшей школы, но и ее моральных и профессионально-этических характеристик. Отсюда делается вывод, что необходимо разработать концепцию доверия в высшем образовании, отвечающей ожидаемым и прогнозируемым изменениям российского общества в новых условиях. Суть концепции, по мнению авторов, заключается в анализе направлений, путей и механизмов мобилизации ресурсов доверия в высшем образовании как востребованного нематериального актива его развития.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=35683046
U2 - 10.15593/2224-9354/2018.3.2
DO - 10.15593/2224-9354/2018.3.2
M3 - Статья
SP - 21
EP - 35
JO - Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки
JF - Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки
SN - 2224-9354
IS - 3
ER -
ID: 8186506