Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
AU - Токарская, Людмила Валерьевна
AU - Хлыстова, Елена Викторовна
AU - Похалуев, А. А.
AU - Токарева, Наталья Геннадьевна
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Введение. В статье рассматриваются особенности проявления игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития (ЗПР). Цель статьи заключается определении уровня и проявлений игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития в сравнении с подростками с нормативным развитием. Материалы и методы. Выборку исследования составили подростки в возрасте 13-14 лет, которые были разделены на две группы. В первую вошли обучающиеся 7-х классов Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 9», которым рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития (20 чел.); вторую группу составили обучающиеся 7 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 107», не имеющие особенностей развития (20 чел.). В работе использованы тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми А. В. Гришиной; скрининговая диагностика компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот); методика «Агрессивное поведение» Е. П. Ильин, П. А. Ковалев); тест Г. В. Лозовой на наличие зависимости к 13 видам аддикций. Статистические различия рассчитаны с помощью U-критерия Манна - Уитни, корреляционный анализ проведен с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Результаты исследования. Проведен сравнительный и корреляционный анализ, в результате которого не выявлено достоверных различий по показателям игровой зависимости в выделенных группах. При этом у подростков без особенностей развития выше показатели компьютерной зависимости уровня агрессии и склонности к прямой физической агрессии. Обнаружена взаимосвязь агрессии и игровой зависимости. Обсуждение и заключение. У подростков с ЗПР обоих полов прослеживается взаимосвязь между склонностью к прямой физической агрессией и шкалой предпочтения виртуального общения реальному. У подростков женского пола без особенностей развития прослеживается взаимосвязь склонности к косвенной вербальной агрессии со шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм, шкалой самоконтроля в компьютерных играх и индексом степени интереса к компьютерным играм. Также наблюдается взаимосвязь уровня агрессии и склонности к прямой вербальной агрессии со шкалой предпочтения виртуального общения реальному. Выявлена взаимосвязь склонности к косвенной вербальной агрессии и шкалой целевой направленности в компьютерных играх. У подростков мужского пола без особенностей развития прослеживается взаимосвязь склонности к косвенной физической агрессии со шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм, шкалой самоконтроля в компьютерных играх, шкалой предпочтения виртуального общения реальному и индексом степени интереса к компьютерным играм. По результатам корреляционного анализа прослеживается взаимосвязь агрессии и игровой зависимости. При этом у подростков без особенностей развития этих связей намного больше. У них выше показатель компьютерной зависимости, т. е. они могут быть сильнее увлечены общением в интернете и в целом больше времени проводить за компьютером.
AB - Введение. В статье рассматриваются особенности проявления игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития (ЗПР). Цель статьи заключается определении уровня и проявлений игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития в сравнении с подростками с нормативным развитием. Материалы и методы. Выборку исследования составили подростки в возрасте 13-14 лет, которые были разделены на две группы. В первую вошли обучающиеся 7-х классов Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 9», которым рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития (20 чел.); вторую группу составили обучающиеся 7 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 107», не имеющие особенностей развития (20 чел.). В работе использованы тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми А. В. Гришиной; скрининговая диагностика компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот); методика «Агрессивное поведение» Е. П. Ильин, П. А. Ковалев); тест Г. В. Лозовой на наличие зависимости к 13 видам аддикций. Статистические различия рассчитаны с помощью U-критерия Манна - Уитни, корреляционный анализ проведен с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Результаты исследования. Проведен сравнительный и корреляционный анализ, в результате которого не выявлено достоверных различий по показателям игровой зависимости в выделенных группах. При этом у подростков без особенностей развития выше показатели компьютерной зависимости уровня агрессии и склонности к прямой физической агрессии. Обнаружена взаимосвязь агрессии и игровой зависимости. Обсуждение и заключение. У подростков с ЗПР обоих полов прослеживается взаимосвязь между склонностью к прямой физической агрессией и шкалой предпочтения виртуального общения реальному. У подростков женского пола без особенностей развития прослеживается взаимосвязь склонности к косвенной вербальной агрессии со шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм, шкалой самоконтроля в компьютерных играх и индексом степени интереса к компьютерным играм. Также наблюдается взаимосвязь уровня агрессии и склонности к прямой вербальной агрессии со шкалой предпочтения виртуального общения реальному. Выявлена взаимосвязь склонности к косвенной вербальной агрессии и шкалой целевой направленности в компьютерных играх. У подростков мужского пола без особенностей развития прослеживается взаимосвязь склонности к косвенной физической агрессии со шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм, шкалой самоконтроля в компьютерных играх, шкалой предпочтения виртуального общения реальному и индексом степени интереса к компьютерным играм. По результатам корреляционного анализа прослеживается взаимосвязь агрессии и игровой зависимости. При этом у подростков без особенностей развития этих связей намного больше. У них выше показатель компьютерной зависимости, т. е. они могут быть сильнее увлечены общением в интернете и в целом больше времени проводить за компьютером.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=56745252
U2 - 10.15507/2078-9823.064.023.202304.484-498
DO - 10.15507/2078-9823.064.023.202304.484-498
M3 - Статья
VL - 23
SP - 484
EP - 498
JO - Гуманитарий: Актуальные проблемы науки и образования
JF - Гуманитарий: Актуальные проблемы науки и образования
SN - 2078-9823
IS - 4 (64)
ER -
ID: 50920411