Исследуется взаимосвязь между историей как учебной дисциплиной и процессом легитимации власти в России в переходные исторические эпохи. Используя методы и подходы культурно-семиотического анализа, в частности модели дуальных систем, разработанной в рамках московско-тартуской школы семиотики, автор доказывает, что дидактический и идеологический потенциал истории начинает активно и осознанно использоваться властью с эпохи Петра Великого, когда под влиянием культурного сдвига начинает формироваться «светская религия государственности». Учитывая, что с точки зрения семиотики культуры любые переходные эпохи поддаются корректному сопоставлению и прочтению, автор статьи анализирует современный интерес власти к созданию единого школьного учебника по отечественной истории и высказывает свое мнение о том, что этот интерес, обусловленный типологической ситуацией культурно-исторического перехода есть одно из проявлений очередного стремления власти к общественной легитимации с помощью истории.
Translated title of the contributionThe power and the teaching of history in the times of transition: A cultural-semiotic perspective
Original languageRussian
Pages (from-to)43-51
Number of pages9
JournalQuaestio Rossica
Issue number1
Publication statusPublished - 2013

    Level of Research Output

  • VAK List

    WoS ResearchAreas Categories

  • Humanities, Multidisciplinary

    GRNTI

  • 03.01.00

    ASJC Scopus subject areas

  • History
  • Literature and Literary Theory
  • Visual Arts and Performing Arts
  • Language and Linguistics
  • Linguistics and Language
  • Cultural Studies

    Research areas

  • Cultural semiotic approach, Dual models, Ideology, Legitimation, Power, School textbook of history, Teaching of history, Times of transition

ID: 1967280