Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - СТИГМАТИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ОТ ИРВИНА ГОФФМАНА ДО НАШИХ ДНЕЙ
AU - Зборовский, Гарольд Ефимович
AU - Амбарова, Полина Анатольевна
N1 - Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 19-29-07016.
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - Рассматривается актуальная и мало разработанная в современной социологической науке проблема стигматизации в образовании. Хронологические рамки анализа охватывают период с 1960-х гг. до наших дней. Дается краткая трактовка концептуальных идей основоположника теории стигматизации И. Гоффмана, изложенных им в монографии 1963 г. «Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью». Подчеркивается, что теория стигматизации родилась на перекрестье трех наук - психологии, социальной психологии и социологии. Приводится гоффмановская трактовка стигматизации с акцентом на негативные коннотации этого понятия. Утверждается, что в конце XX в. отдельные авторы стали вкладывать в понятие стигматизации и иной смысл, обращенный в сторону ее позитивных характеристик. Это обстоятельство сыграло важную роль в последующих исследованиях стигматизации в образовании. В статье показано развитие идей И. Гоффмана о стигматизации вплоть до наших дней в различных сферах социально-гуманитарного знания. Центральное место занимает характеристика стигматизации в одной из наиболее значимых сфер жизнедеятельности - образовании. Подчеркивается сквозной для образования аспект стигматизации - присутствие ее на всех его уровнях. Авторы предлагают свою интерпретацию феномена образовательной стигматизации и социологического подхода к ее изучению. Они обращают особое внимание на методологию исследования проблемы стигматизации в образовании, рассматривают причины и факторы ее распространения, а также противодействия этому процессу. В заключение утверждается, что проблема стигматизации приобрела неожиданное значение в условиях глубокого кризиса, в котором оказалось российское общество в последнее время.
AB - Рассматривается актуальная и мало разработанная в современной социологической науке проблема стигматизации в образовании. Хронологические рамки анализа охватывают период с 1960-х гг. до наших дней. Дается краткая трактовка концептуальных идей основоположника теории стигматизации И. Гоффмана, изложенных им в монографии 1963 г. «Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью». Подчеркивается, что теория стигматизации родилась на перекрестье трех наук - психологии, социальной психологии и социологии. Приводится гоффмановская трактовка стигматизации с акцентом на негативные коннотации этого понятия. Утверждается, что в конце XX в. отдельные авторы стали вкладывать в понятие стигматизации и иной смысл, обращенный в сторону ее позитивных характеристик. Это обстоятельство сыграло важную роль в последующих исследованиях стигматизации в образовании. В статье показано развитие идей И. Гоффмана о стигматизации вплоть до наших дней в различных сферах социально-гуманитарного знания. Центральное место занимает характеристика стигматизации в одной из наиболее значимых сфер жизнедеятельности - образовании. Подчеркивается сквозной для образования аспект стигматизации - присутствие ее на всех его уровнях. Авторы предлагают свою интерпретацию феномена образовательной стигматизации и социологического подхода к ее изучению. Они обращают особое внимание на методологию исследования проблемы стигматизации в образовании, рассматривают причины и факторы ее распространения, а также противодействия этому процессу. В заключение утверждается, что проблема стигматизации приобрела неожиданное значение в условиях глубокого кризиса, в котором оказалось российское общество в последнее время.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=50201359
U2 - 10.15593/2224-9354/2022.4.4
DO - 10.15593/2224-9354/2022.4.4
M3 - Статья
SP - 48
EP - 62
JO - Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки
JF - Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки
SN - 2224-9354
IS - 4
ER -
ID: 34036565