Категорийный менеджмент широко используется в розничной торговле и предполагает эффективное управление маржинальностью товаров за счет комплексного подхода к товарной категории: концентрация в одних руках контроля за закупом, ценообразованием, продвижением и маркетингом. Однако прямое заимствование инструментария категорийного менеджмента для управления закупками на производственных предприятиях вызывает многочисленные проблемы из-за ряда
специфических ограничений: часть закупаемых компанией товаров видоизменяется в процессе производства, а другая часть ориентирована не на внешнего, а на внутреннего потребителя. Статья посвящена разработке методики применения инструментария и алгоритма внедрения категорийного менеджмента к управлению закупками производственных предприятий. Методологической основой исследования служат системный подход к выстраиванию логистической деятельности предприятия и проектный подход в управлении. На основе сравнения цепочек создания ценности в разных секторах предложено принципиально новое понятие «категорийный подход к управлению закупками». Стоимостной анализ помог обосновать необходимость использования категорийного подхода в рамках многозвенных технологий для сокращения издержек закупочной деятельности и решения задачи повышения конкурентоспособности компаний. Исследовательские кейсы выявили две основные практики, применяемые в ходе внедрения категорийного менеджмента на российских промышленных предприятиях: категорийная стратегия и категорийная команда. Использование категорийной команды, составленной из представителей отдела закупок и смежных подразделений, помогает преодолеть межфункциональные конфликты интересов и по-новому взглянуть на закупки привычных товарных категорий. В ходе работы команды разрабатывается и документируется категорийная стратегия, которая описывает ситуацию на рынке поставщиков товарной категории, возможные пути оптимизации закупа разных категорий товаров, регламентирует дальнейшие действия по управлению категорией.