Категорийный менеджмент широко используется в розничной торговле и предполагает эффективное управление маржинальностью товаров за счет комплексного подхода к товарной категории: концентрация в одних руках контроля за закупом, ценообразованием, продвижением и маркетингом. Однако прямое заимствование инструментария категорийного менеджмента для управления закупками на производственных предприятиях вызывает многочисленные проблемы из-за ряда
специфических ограничений: часть закупаемых компанией товаров видоизменяется в процессе производства, а другая часть ориентирована не на внешнего, а на внутреннего потребителя. Статья посвящена разработке методики применения инструментария и алгоритма внедрения категорийного менеджмента к управлению закупками производственных предприятий. Методологической основой исследования служат системный подход к выстраиванию логистической деятельности предприятия и проектный подход в управлении. На основе сравнения цепочек создания ценности в разных секторах предложено принципиально новое понятие «категорийный подход к управлению закупками». Стоимостной анализ помог обосновать необходимость использования категорийного подхода в рамках многозвенных технологий для сокращения издержек закупочной деятельности и решения задачи повышения конкурентоспособности компаний. Исследовательские кейсы выявили две основные практики, применяемые в ходе внедрения категорийного менеджмента на российских промышленных предприятиях: категорийная стратегия и категорийная команда. Использование категорийной команды, составленной из представителей отдела закупок и смежных подразделений, помогает преодолеть межфункциональные конфликты интересов и по-новому взглянуть на закупки привычных товарных категорий. В ходе работы команды разрабатывается и документируется категорийная стратегия, которая описывает ситуацию на рынке поставщиков товарной категории, возможные пути оптимизации закупа разных категорий товаров, регламентирует дальнейшие действия по управлению категорией.
Translated title of the contributionApplying category management in procurement in manufacturing companies
Original languageRussian
Pages (from-to)54-66
Number of pages13
JournalУправленец
Volume10
Issue number6
DOIs
Publication statusPublished - 2019

    Level of Research Output

  • VAK List

    WoS ResearchAreas Categories

  • Management

    GRNTI

  • 06.00.00 ECONOMY AND ECONOMIC SCIENCES

    Research areas

  • category management, supplier relationship management, assortment management, procurement, supply, manufacturing companies

ID: 12253987