Введение. Социализация современной городской молодежи по сравнению с предшествующими поколениями происходит в иных, отличных от прежних условиях. Нравственный релятивизм общества, диверсификация информационных потоков и возрастающие гедонистические ориентации могут формировать толерантное отношение молодежи ко многим некогда табуированным практикам, а специфика современной урбанистической среды способствует интенсификации вандального поведения подрастающего поколения. Цель изложенного в статье исследования - выявление особенностей представлений современных молодых людей о вандализме и их оценок степени приемлемости конкретных асоциальных вандальных поступков. Методы и методики. Аналитический обзор научных работ позволил реконструировать объяснительные модели возникновения и развития вандализма в молодежной среде. Специфика восприятия вандализма молодых людей выяснялась на основе социологического анкетирования. Обработка данных производилась методами корреляционного и факторного анализа. Статистические вычисления выполнялись с применением приложения Vortex. Результаты и научная новизна. Авторским коллективом произведен комплексный анализ отношения молодежи к вандализму. Выделены доминанты его восприятия в молодежной среде. В ходе анкетирования, в котором приняли участие жители Екатеринбурга (n=304, возраст - 18-30 лет), обнаружено, что более трети респондентов имеют реальный опыт совершения вандальных действий, однако признают и открыто декларируют этот опыт только 2% опрошенных. Причина в суженном содержательном понимании большинством представителей молодежи вандализма - он сводится только к не подлежащим сомнению деструктивным действиям. Многие менее очевидные проступки, попадающие под понятие вандализма, не рефлексируются молодыми людьми в таком качестве. Таким образом, сделан вывод о том, что в молодежной среде распространен неосознаваемый вандализм: значительная часть молодых людей более или менее регулярно совершает вандальные действия, не воспринимая их как отклонение от норм поведения, и не замечает вандального поведения окружающих. Полученные данные указывают на значительную гибкость и противоречивость представлений молодого населения мегаполиса о вандализме: на уровне стереотипов при абстрагировании от реальности он расценивается как девиация и категорически осуждается; а в повседневности применительно к конкретным ситуациям трактуется как непризнанная норма. Констатируется тенденция постепенного размывания в сознании молодежи табуированности и девиантности вандализма. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для оптимизации воспитательной работы в образовательных учреждениях и повышения эффективности профилактики вандального поведения среди молодежи.
Translated title of the contributionYouth vandalism in the environment of megalopolis: Borders of standard and deviation
Original languageRussian
Pages (from-to)125-146
Number of pages22
JournalОбразование и наука
Volume20
Issue number1
DOIs
Publication statusPublished - 2018

    WoS ResearchAreas Categories

  • Education & Educational Research

    ASJC Scopus subject areas

  • Education
  • Developmental and Educational Psychology
  • Physical Therapy, Sports Therapy and Rehabilitation

    Research areas

  • Deviation, Standard, Stereotype, Urban environment, Urban youth, Vandalism, Youth, standard, urban youth, ART, urban environment, deviation, youth, vandalism, PERCEPTION, ADOLESCENTS, stereotype

    Level of Research Output

  • VAK List

    GRNTI

  • 14.00.00 EDUCATION. PEDAGOGY

ID: 6544853