В статье представлены наблюдения за развитием литературы как социального института сегодня, специфика которого определена демократизацией - временным отсутствием государственного или нравственного императивов, влияющих как на поэтику текста, так и на его социальное продвижение. Ситуация временного социального отказа от программ и установок видится парадоксальной для самой литературы (дана краткая историко-аналитическая справка о том, как регламентировался литературный процесс в России, очерчены причины демократизации сегодня). Участники литературного поля формируют комплекс реакций, идей и стратегий, которые могут быть охарактеризованы как демофобия (термин политолога Е. Шульман) - попытка защититься от свобод, предоставленных литературе. Характерными чертами демофобии становятся появление апокалиптичных сценариев развития литературы как социального института (где нивелируются роли автора и читателя), развитие двух магистральных стратегий, которые наблюдаются на всех уровнях производственной структуры текста (автор - издатель - продавец - читатель - хранилище): 1) Отказ от собственных свобод: выбор специфических, узколокальных тем в качестве магистральных, регламентированный тип поведения внутри литературного поля, поиск собственной идентичности на фоне информационной вседоступности. 2) Радикализация собственных прав: подчинение всей производственной структуры текста, выполнение чужих ролевых функций и попытка завладеть чужими правами и свободами.
Translated title of the contributionDEMOPHOBIA OF THE MODERN LITERARY SYSTEM: HOW DOES LITERATURE FEAR ITS OWN FREEDOMS?
Original languageRussian
Pages (from-to)7-13
Number of pages7
JournalФилологический класс
Volume48
Issue number2
Publication statusPublished - 2017

    Research areas

  • modern Russian literature, literary situation, literary process, democratization of literature, demophobia of literature, socio-cultural strategies

    GRNTI

  • 17.82.00

    Level of Research Output

  • VAK List

ID: 2131662