Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ КАК ЗНАНИЕВАЯ ОСНОВА НЕЛИНЕЙНОЙ МОДЕЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
AU - Зборовский, Гарольд Ефимович
PY - 2016
Y1 - 2016
N2 - В статье показываются отличия нелинейной модели высшего образования от линейной. Доказывается, что кризис отечественного высшего образования связан именно с его линейной моделью, подверженной авторитарному давлению властных структур и ограничивающей возможности основных образовательных общностей высшей школы. Научно-образовательное знание рассматривается как когнитивная основа нелинейной модели высшего образования. Дается трактовка научно-образовательного знания как особого типа знания и его соотношения с образовательным знанием. Аргументируется, что нелинейная модель высшего образования включает в себя последовательность смены образовательного знания научно-образовательным знанием. Первое как вид знания доминирует на начальной ступени высшего образования, второе - научно-образовательное знание - становится доминантой процесса подготовки специалиста на последующих этапах его формирования. Подчеркивается, что такие изменения должны отражаться и в индивидуальных образовательных траекториях студентов, и в профессиональных траекториях взаимодействующих с ними педагогов. Выявляется необходимость изменения мотивации студентов на качественно иную с помощью нового типа знания - научно-образовательного, которое способно выступить инструментом реального и эффективного взаимодействия основных образовательных общностей в вузе. Утверждается, что суть решения проблемы создания и активного использования научно-образовательного знания - в «строительстве» «знаниевого» моста, который предназначен соединять непосредственных субъектов этого знания. Показывается, что, в отличие от образовательного знания, которое позволяет различать тех, кто его создает и кто потребляет, в научно-образовательном знании такая постановка вопроса теряет свой смысл. Создатели и потребители - одни и те же субъекты, они же - представители обеих образовательных общностей. Следовательно, научно-образовательное знание выступает как соединительный механизм, скрепляющий образовательные общности.
AB - В статье показываются отличия нелинейной модели высшего образования от линейной. Доказывается, что кризис отечественного высшего образования связан именно с его линейной моделью, подверженной авторитарному давлению властных структур и ограничивающей возможности основных образовательных общностей высшей школы. Научно-образовательное знание рассматривается как когнитивная основа нелинейной модели высшего образования. Дается трактовка научно-образовательного знания как особого типа знания и его соотношения с образовательным знанием. Аргументируется, что нелинейная модель высшего образования включает в себя последовательность смены образовательного знания научно-образовательным знанием. Первое как вид знания доминирует на начальной ступени высшего образования, второе - научно-образовательное знание - становится доминантой процесса подготовки специалиста на последующих этапах его формирования. Подчеркивается, что такие изменения должны отражаться и в индивидуальных образовательных траекториях студентов, и в профессиональных траекториях взаимодействующих с ними педагогов. Выявляется необходимость изменения мотивации студентов на качественно иную с помощью нового типа знания - научно-образовательного, которое способно выступить инструментом реального и эффективного взаимодействия основных образовательных общностей в вузе. Утверждается, что суть решения проблемы создания и активного использования научно-образовательного знания - в «строительстве» «знаниевого» моста, который предназначен соединять непосредственных субъектов этого знания. Показывается, что, в отличие от образовательного знания, которое позволяет различать тех, кто его создает и кто потребляет, в научно-образовательном знании такая постановка вопроса теряет свой смысл. Создатели и потребители - одни и те же субъекты, они же - представители обеих образовательных общностей. Следовательно, научно-образовательное знание выступает как соединительный механизм, скрепляющий образовательные общности.
UR - http://elibrary.ru/item.asp?id=28184940
M3 - Статья
SP - 19
EP - 31
JO - Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки
JF - Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки
SN - 2224-9354
IS - 4
ER -
ID: 1662083