Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - ТРАНСФОРМАЦИЯ РОМАНТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ИСКУССТВЕ ПАУЛЯ КЛЕЕ: ТЕМПОРАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ
AU - Пургин, Сергей Петрович
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - По путеводной нити той характеристики, которую П. Клее дал своему искусству в дневнике: «холодный романтизм», «романтизм без пафоса», - исследуется его отношение к исторической традиции романтизма. В центре внимания - романтическое представление о художнике и судьбе художника. Опираясь на литературные тексты Клее, которые являются своеобразным комментарием к живописи, в статье раскрывается, как тема судьбы преобразуется в тему времени. Предметом искусства мастера становятся структуры времени, лежащие в основе всякого формирования. Это соответствует тому отчужденному от земных и исторических обстоятельств романтизму, который Клее назвал «романтизмом без пафоса». Это также соответствует переходу от живописи фигуративной к абстракции. Место диалектики идеального замысла и материального воплощения у Клее занимает амбивалентность универсального/индивидуального. Всеобщие структуры времени остаются тем не менее структурами индивидуального сознания, что порождает в мире художника ощущение ненадежности, зыбкости существования.
AB - По путеводной нити той характеристики, которую П. Клее дал своему искусству в дневнике: «холодный романтизм», «романтизм без пафоса», - исследуется его отношение к исторической традиции романтизма. В центре внимания - романтическое представление о художнике и судьбе художника. Опираясь на литературные тексты Клее, которые являются своеобразным комментарием к живописи, в статье раскрывается, как тема судьбы преобразуется в тему времени. Предметом искусства мастера становятся структуры времени, лежащие в основе всякого формирования. Это соответствует тому отчужденному от земных и исторических обстоятельств романтизму, который Клее назвал «романтизмом без пафоса». Это также соответствует переходу от живописи фигуративной к абстракции. Место диалектики идеального замысла и материального воплощения у Клее занимает амбивалентность универсального/индивидуального. Всеобщие структуры времени остаются тем не менее структурами индивидуального сознания, что порождает в мире художника ощущение ненадежности, зыбкости существования.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=41192210
M3 - Статья
VL - 14
SP - 86
EP - 98
JO - Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки
JF - Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки
SN - 2227-2291
IS - 3(191)
ER -
ID: 11245488