Существенной проблемой развития региональной системы высшего образования является проблема качества онлайн-обучения, катализатором ускорения массовых процессов внедрения которого стала пандемия. Цель исследования - оценка удовлетворенности студентов качеством онлайн-обучения через выявление несоответствий условий фактической реализации учебного процесса ожиданиям и требованиям студентов - основных потребителей онлайн-обучения. Авторы предположили, что оценка удовлетворенности студентов должна основываться на взаимодополнении качественных и количественных измерений, поэтому в основе предложенного и апробированного подхода лежит комплексное использование анализа разрывов (Gap-analysis) и методики SERVOUAL, что позволяет выявлять и оценивать разрывы между ожиданиями и восприятиями студентов в отношении онлайн-обучения. При реализации адаптационных возможностей методики SERVOUAL разработаны вопросы анкеты для определения удовлетворенности студентов онлайн-обучением по следующим критериям: материальность, достоверность, отзывчивость, убежденность, сочувствие. В исследовании приняли участие студенты двух вузов, обучающиеся по программам бакалавриата гуманитарного и социально-экономического профилей, очной и заочной форм обучения: студенты УрФУ, онлайн-обучение которых проходит с более высокой степенью непосредственных коммуникаций на платформах Moodle, Microsoft Teams, и студенты НТИ НИЯУ МИФИ - слушатели массовых открытых онлайн-курсов. Результаты работы: построена и апробирована модель оценки качества онлайн-обучения через определение несоответствий между фактическим восприятием студентами образовательного процесса и их ожиданиями, выявлены и оценены несоответствия по всем пяти группам критериев. Наиболее существенными являются несоответствия по критериям «сочувствие» и «отзывчивость» в обеих группах, что демонстрирует низкую оценку удовлетворенности студентов качеством коммуникаций и индивидуализации обучения. Результаты работы могут быть применены при формировании моделей распределения ресурсов как при реализации образовательных программ руководством вуза, так и при принятии решений о распределении ресурсов при разработке мер поддержки региональных вузов.
Translated title of the contributionQuality Assessment of Online Learning in Regional Higher Education Systems
Original languageRussian
Pages (from-to)929-943
Number of pages15
JournalEconomy of Region
Volume17
Issue number3
DOIs
Publication statusPublished - 2021

    ASJC Scopus subject areas

  • Environmental Science (miscellaneous)
  • Environmental Science(all)
  • Social Sciences(all)
  • Economics, Econometrics and Finance(all)
  • Business, Management and Accounting (miscellaneous)
  • Business, Management and Accounting(all)

    Level of Research Output

  • VAK List

    Research areas

  • higher education, online learning, regional university, regional system, regionalisation of higher education, educational technology, education quality assessment, online learning students, Gap analysis, SERVQUAL methodology, student satisfaction assessment, discrepancies between perceptions and expectations, SERVICE-QUALITY

    WoS ResearchAreas Categories

  • Area Studies

    GRNTI

  • 06.00.00 ECONOMY AND ECONOMIC SCIENCES

ID: 23755681