Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Музыкальная гофманиана Сергея Слонимского в балете «Волшебный орех»
AU - Девятова, Ольга Леонидовна
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Статья посвящена балетному театру выдающегося композитора ХХ-ХХI веков Сергея Михайловича Слонимского, недостаточно исследованному в музыковедческой литературе. На примере балета «Волшебный орех» (в первой редакции - «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство») исследуются особенности музыкального гофманианства Слонимского, вдохновлённого замыслом известного художника Михаила Шемякина, взявшегося воплотить на сцене (в либретто, сценографии и костюмах) содержание сказки о твёрдом орехе Э.-Т.-А. Гофмана (в новелле «Щелкунчик и Мышиный король»). В статье порицается несправедливая критика, которой подверглись в свое время премьерные спектакли обоих балетов, доказывается высокий художественный уровень реализации смелого шемякинского замысла, которому в полной мере соответствует яркая музыка балета и её пластическое и хореографическое решение. В выводах подчёркивается идея синтеза искусств, типичная для эстетики романтизма и убедительно воссозданная в спектаклях Мариинского театра («Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство» (2003), дирижёр В. Гергиев, хореограф К. Симонов; «Волшебный орех» (2005), дирижёр М. Синькевич, хореограф Д. Пандурски).
AB - Статья посвящена балетному театру выдающегося композитора ХХ-ХХI веков Сергея Михайловича Слонимского, недостаточно исследованному в музыковедческой литературе. На примере балета «Волшебный орех» (в первой редакции - «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство») исследуются особенности музыкального гофманианства Слонимского, вдохновлённого замыслом известного художника Михаила Шемякина, взявшегося воплотить на сцене (в либретто, сценографии и костюмах) содержание сказки о твёрдом орехе Э.-Т.-А. Гофмана (в новелле «Щелкунчик и Мышиный король»). В статье порицается несправедливая критика, которой подверглись в свое время премьерные спектакли обоих балетов, доказывается высокий художественный уровень реализации смелого шемякинского замысла, которому в полной мере соответствует яркая музыка балета и её пластическое и хореографическое решение. В выводах подчёркивается идея синтеза искусств, типичная для эстетики романтизма и убедительно воссозданная в спектаклях Мариинского театра («Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство» (2003), дирижёр В. Гергиев, хореограф К. Симонов; «Волшебный орех» (2005), дирижёр М. Синькевич, хореограф Д. Пандурски).
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=60030130
U2 - 10.24412/2658-7858-2023-35-41-48
DO - 10.24412/2658-7858-2023-35-41-48
M3 - Статья
SP - 41
EP - 48
JO - Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории
JF - Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории
SN - 2658-7858
IS - 35
ER -
ID: 53017032