В учебном пособии рассматриваются вопросы практического применения распространенных приемов оптимизации: вынесения цели за рамки процесса; изменения форматов обслуживания и ассортимента услуг; организации работы персонала; оформления контактной зоны; исключения лишних шагов и изменения последовательности этапов исполнения процесса; дробления и объединения операций, их вынесение за рамки основного процесса; выполнения функций исполнителя машиной; оптимизации рабочих мест. Сформулированы ограничения для применения приемов оптимизации. Пособие предназначено студентам магистратуры, обучающимся по направлению подготовки 43.04.01 — Сервис. Может быть полезно преподавателям высших и средних специальных учебных заведений, слушателям курсов повышения квалификации, а также всем интересующимся проблемами оптимизации деятельности предприятий сферы обслуживания.