Статья посвящена изучению формирования системы управления в Ингерманландской губернии (предшественницы Санкт-Петербургской) первых лет ее существования (1702-1708). Создание губернии было первым шагом к радикальному реформированию административно-территориального деления и местного государственного управления России. Автор исследует процесс создания ключевых должностей губернского аппарата верхнего и нижнего уровней, в первую очередь губернского обер-коменданта и ландрихтера и обер-комендантов и комендантов как руководителей внутригубернских территориальных единиц, должностных лиц с узкоспециализированными функциями (комиссаров и провиантмейстеров). Рассматриваются принципы их взаимодействия, иерархия, круг полномочий с учетом исторической перспективы. Автор приходит к выводу, что решающее влияние на формирование государственного аппарата Ингерманландской губернии оказывало не заимствование иностранного (прибалтийско-немецкого и шведского) опыта, а специфика решения текущих проблем. Главной чертой, отличавшей ингерманландскую модель от прежнего воеводского управления, автор считает наметившийся принцип специализации на уровне местного управления, в первую очередь в военной и фискальной сферах. В самих же методах управления заметную роль играли традиционные административные принципы и режим «ручного управления», принятие ситуативных решений. Все достоинства и недостатки ингерманландского эксперимента оказались спроецированы на государство в целом и закрепились во время губернской реформы. Непосредственным источником последней следует считать не эволюцию разрядной системы конца XVII в. и не обобщение опыта администрирования шведской Остзее, а наработки, накопленные за несколько лет функционирования Ингерманландской губернии.