Статья посвящена анализу политической мысли Феофана Прокоповича в контексте формирования российского монархизма. Автор рассматривает сочинения Феофана в комплексе, делая акцент на самой известной из работ — «Правде воли монаршей». Автор доказывает, что политическая философия «Правды воли монаршей» не содержала в себе неразрешимого противоречия между предписываемым подданным абсолютным повиновением и признанием того, что источником власти является Бог, поскольку Феофан считал Провидение актуальным фактором власти. Более поздние сочинения Феофана показывают, что чрезвычайно важное место в его политической мысли занимал провиденциализм августиновского толка. Иллюстрацией этого тезиса служит сравнение идей Феофана с идеями крупнейшего французского проповедника 2-й половины XVII в. Ж. Боссюэ, писавшего под влиянием теологии Августина. Провиденциализм Феофана, предполагавший, что источником власти является Бог, нельзя свести (как это делает Л. Эррен) к маскировке политической системы, основанной на своеобразных выборах. Вместе с тем, Феофан весьма ограниченно использовал аргументацию провиденциалистского толка при Петре I и куда активнее — при его наследниках. Это, по мнению автора настоящей статьи, можно объяснить тем, что интеллектуальный инструментарий политического богословия включал не только провиденциализм, но и культ божественного монарха, вступавший в противоречие с провиденциалистским взглядом на политику. Сложное взаимодействие этих интеллектуальных инструментов автор считает не менее важным, чем взаимодействие между провиденциализмом и теорией общественного договора, представленной в «Правде воли монаршей».