Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Несостоявшееся интервью с Учителем о социологии культуры
AU - Вишневский, Юрий Рудольфович
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - В статье рассматривается вклад советского и российского социолога, философа, культуролога Льва Наумовича Когана (1923-1997) в возрождение, становление и развитие отечественной социологии культуры. Используется форма «вероятного интервью», в котором в качестве ответов приводятся материалы из статей и монографий Л.Н. Когана. Обсуждается его «самореализационная» теория культуры», определявшая культуру как меру реализации сущностных сил (потребностей и способностей) человека в его жизнедеятельности. Культура при таком - деятельностном - подходе не сводилась к накопленным достижениям, богатствам, совокупности культурных ценностей, она включала и «живую» деятельность по их производству, сохранению, распространению и освоению. Качественно изменялось и понимание творчества: его важнейшим результатом оказывались не только те или иные (материальные или духовные) продукты творчества, но и развитие самого человека, его способности, умения и стремления творить. Культура приобретала человекотворческий характер, а человек становился не только объектом культурного воздействия, но и субъектом развития культуры. Даже официальная цель «коммунистического» воспитания - всестороннее развитие личности - в рамках этой теории получала не количественное, а качественное измерение - наиболее полное развитие человека как субъекта культуры.
AB - В статье рассматривается вклад советского и российского социолога, философа, культуролога Льва Наумовича Когана (1923-1997) в возрождение, становление и развитие отечественной социологии культуры. Используется форма «вероятного интервью», в котором в качестве ответов приводятся материалы из статей и монографий Л.Н. Когана. Обсуждается его «самореализационная» теория культуры», определявшая культуру как меру реализации сущностных сил (потребностей и способностей) человека в его жизнедеятельности. Культура при таком - деятельностном - подходе не сводилась к накопленным достижениям, богатствам, совокупности культурных ценностей, она включала и «живую» деятельность по их производству, сохранению, распространению и освоению. Качественно изменялось и понимание творчества: его важнейшим результатом оказывались не только те или иные (материальные или духовные) продукты творчества, но и развитие самого человека, его способности, умения и стремления творить. Культура приобретала человекотворческий характер, а человек становился не только объектом культурного воздействия, но и субъектом развития культуры. Даже официальная цель «коммунистического» воспитания - всестороннее развитие личности - в рамках этой теории получала не количественное, а качественное измерение - наиболее полное развитие человека как субъекта культуры.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=51849790
UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000995981400002
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85193753359
U2 - 10.31857/S013216250023797-9
DO - 10.31857/S013216250023797-9
M3 - Статья
SP - 14
EP - 20
JO - Социологические исследования
JF - Социологические исследования
SN - 0132-1625
IS - 3
ER -
ID: 39245939