Standard

ДИСКУРС ЭКСТРЕМАЛЬНОГО В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ УРАЛА. / Вепрева, Ирина Трофимовна; Снигирева, Татьяна Александровна.
In: Уральский исторический вестник, Vol. 68, No. 3 (68), 2020, p. 82-89.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Вепрева ИТ, Снигирева ТА. ДИСКУРС ЭКСТРЕМАЛЬНОГО В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ УРАЛА. Уральский исторический вестник. 2020;68(3 (68)):82-89. doi: 10.30759/1728-9718-2020-3(68)-82-89

Author

BibTeX

@article{cd11c15460d9433a935aab194288bf61,
title = "ДИСКУРС ЭКСТРЕМАЛЬНОГО В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ УРАЛА",
abstract = "Художественные произведения, вводящие в эстетическую действительность эпатажные идеи, по мнению авторов статьи, вписываются в общий современный дискурс экстремального. Художественные тексты, отмеченные свойством экстремального, основаны на принципах нарушения табу, которые в пространстве творчества выражены вторжением в запретные темы, переосмыслением представления о добре и зле, отклонением от нормы любого типа (от морально-нравственной до языковой). Материалом анализа стали произведения современных писателей Урала разных жанрово-родовых форм: книга стихов А. Вавилова «Евангелие от Люцифера» (2019), роман А. Сальникова «Отдел» (2018), пьеса К. Костенко «Клаустрофобия» (2003). В работе показано, как категория экстремального проявляет себя на всех уровнях текста: от проблемно-тематического (тотальное отчуждение от традиционных норм жизнедеятельности, кризис идентичности) до конкретных приемов миромоделирования, связанных с изображением ущербности сознания современного человека (зооморфный код, тупиковое пространство, обязательность мотивов агрессии) и языковой агрессии, опирающейся на тюремную и милитаристскую лексику, на табуированные лексические единицы телесного низа. При всей жанрово-родовой разнице отобранных для анализа произведений очевидно сходство приемов изображения современной действительности и передачи мироощущения человека в рамках повседневности, не только объединенных свойством крайне необычного (то есть экстремального), но и выходящих за пределы допустимого и дозволенного. Данная поэтика включает чрезмерно много гротесковых приемов усиления и избыточности, при помощи которых обостренно осмыслены и изображены узнаваемые черты современной действительности.",
keywords = "A. Salnikov, A. Vavilov, Alienation, Fiction discourse of the extreme, K. Kostenko, Linguistic extremism, Literature of Urals, Mortal code, Poetics, Zoomorphism",
author = "Вепрева, {Ирина Трофимовна} and Снигирева, {Татьяна Александровна}",
year = "2020",
doi = "10.30759/1728-9718-2020-3(68)-82-89",
language = "Русский",
volume = "68",
pages = "82--89",
journal = "Уральский исторический вестник",
issn = "1728-9718",
publisher = "Федеральное государственное бюджетное учреждение науки {"}Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук{"}",
number = "3 (68)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ДИСКУРС ЭКСТРЕМАЛЬНОГО В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ УРАЛА

AU - Вепрева, Ирина Трофимовна

AU - Снигирева, Татьяна Александровна

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - Художественные произведения, вводящие в эстетическую действительность эпатажные идеи, по мнению авторов статьи, вписываются в общий современный дискурс экстремального. Художественные тексты, отмеченные свойством экстремального, основаны на принципах нарушения табу, которые в пространстве творчества выражены вторжением в запретные темы, переосмыслением представления о добре и зле, отклонением от нормы любого типа (от морально-нравственной до языковой). Материалом анализа стали произведения современных писателей Урала разных жанрово-родовых форм: книга стихов А. Вавилова «Евангелие от Люцифера» (2019), роман А. Сальникова «Отдел» (2018), пьеса К. Костенко «Клаустрофобия» (2003). В работе показано, как категория экстремального проявляет себя на всех уровнях текста: от проблемно-тематического (тотальное отчуждение от традиционных норм жизнедеятельности, кризис идентичности) до конкретных приемов миромоделирования, связанных с изображением ущербности сознания современного человека (зооморфный код, тупиковое пространство, обязательность мотивов агрессии) и языковой агрессии, опирающейся на тюремную и милитаристскую лексику, на табуированные лексические единицы телесного низа. При всей жанрово-родовой разнице отобранных для анализа произведений очевидно сходство приемов изображения современной действительности и передачи мироощущения человека в рамках повседневности, не только объединенных свойством крайне необычного (то есть экстремального), но и выходящих за пределы допустимого и дозволенного. Данная поэтика включает чрезмерно много гротесковых приемов усиления и избыточности, при помощи которых обостренно осмыслены и изображены узнаваемые черты современной действительности.

AB - Художественные произведения, вводящие в эстетическую действительность эпатажные идеи, по мнению авторов статьи, вписываются в общий современный дискурс экстремального. Художественные тексты, отмеченные свойством экстремального, основаны на принципах нарушения табу, которые в пространстве творчества выражены вторжением в запретные темы, переосмыслением представления о добре и зле, отклонением от нормы любого типа (от морально-нравственной до языковой). Материалом анализа стали произведения современных писателей Урала разных жанрово-родовых форм: книга стихов А. Вавилова «Евангелие от Люцифера» (2019), роман А. Сальникова «Отдел» (2018), пьеса К. Костенко «Клаустрофобия» (2003). В работе показано, как категория экстремального проявляет себя на всех уровнях текста: от проблемно-тематического (тотальное отчуждение от традиционных норм жизнедеятельности, кризис идентичности) до конкретных приемов миромоделирования, связанных с изображением ущербности сознания современного человека (зооморфный код, тупиковое пространство, обязательность мотивов агрессии) и языковой агрессии, опирающейся на тюремную и милитаристскую лексику, на табуированные лексические единицы телесного низа. При всей жанрово-родовой разнице отобранных для анализа произведений очевидно сходство приемов изображения современной действительности и передачи мироощущения человека в рамках повседневности, не только объединенных свойством крайне необычного (то есть экстремального), но и выходящих за пределы допустимого и дозволенного. Данная поэтика включает чрезмерно много гротесковых приемов усиления и избыточности, при помощи которых обостренно осмыслены и изображены узнаваемые черты современной действительности.

KW - A. Salnikov

KW - A. Vavilov

KW - Alienation

KW - Fiction discourse of the extreme

KW - K. Kostenko

KW - Linguistic extremism

KW - Literature of Urals

KW - Mortal code

KW - Poetics

KW - Zoomorphism

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43859390

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85092303757&partnerID=8YFLogxK

U2 - 10.30759/1728-9718-2020-3(68)-82-89

DO - 10.30759/1728-9718-2020-3(68)-82-89

M3 - Статья

VL - 68

SP - 82

EP - 89

JO - Уральский исторический вестник

JF - Уральский исторический вестник

SN - 1728-9718

IS - 3 (68)

ER -

ID: 13711241