Standard

Тайна Анны Ахматовой: слово и образ. / Mikhailova, Olga; Snigireva, Tatyana.
In: Quaestio Rossica, Vol. 9, No. 2, 22.06.2021, p. 576-590.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Mikhailova O, Snigireva T. Тайна Анны Ахматовой: слово и образ. Quaestio Rossica. 2021 Jun 22;9(2):576-590. doi: 10.15826/qr.2021.2.597

Author

BibTeX

@article{7084faa12f1d455fa0df5c35703c0752,
title = "Тайна Анны Ахматовой: слово и образ",
abstract = "Комплексный анализ слова и образа тайны в творчестве Анны Ахматовой показал, как настойчиво она создавала ауру тайны вокруг своей судьбы. Намеренная двойственность даты рождения, моделирование образа детства как времени осознания своей особости, легенда о рано появившемся даре видения и предвиденья соотносимы с ахматовскими ликами лирической героини (Кассандра – дева Луны – колдунья – чингизидка), коррелируют с основными сферами ее поэзии: Античность, магическая власть поэзии, история. Феномен тайны Ахматовой осуществляется в разном смысловом наполнении: биографическом, лично идентификационном и собственно поэтическом. На основании корпусного анализа определены особое место и статус идиоглоссы слова тайна в тезаурусе Анны Ахматовой. В стихотворениях формируется широкое тематическое и ассоциативное поле вокруг ядерной лексемы тайна, и единицы этого множества приобретают индивидуальный смысл. В произведениях поэта встречаются все системно-языковые значения лексемы тайна, объединенные семой «неизвестная информация». Инвариантное значение слова тайна связано с оппозицией «знание – незнание». Семантический комплекс лексемы в поэзии усилен также значением «тайного знания, причастности к тайне и приближения к истине». Во всех концептуально значимых темах Ахматовой – судьбы, творчества, любви – присутствует вербализованный образ тайны, и только в одном случае возникает образ тайны, не обозначенный словом, но вырастающий из создаваемой атмосферы стиха и сопредельный с тайным страхом и мистическим ужасом. Тайное как иррациональное, необъяснимо страшное присуще стихам о времени и месте, в которых осуществляется повседневная жизнь поэта. Страх перед замкнутым пространством и быстротекущим временем поддержан теми обстоятельствами жизни, в которых осуществлялось творчество поэта, но рожден он изначальным знанием пределов, за которые непозволительно выходить человеку. Сделан вывод, что парадоксальная гармония поэзии Анны Ахматовой создается на тонкой грани между недозволенным и разрешенным, тайным и явным, мистическим и рациональным.",
keywords = "Anna Akhmatova, idioglossia, mystery, mystical terror, poetical harmony, poetical thesaurus, semantics, .nna Akhmatova",
author = "Olga Mikhailova and Tatyana Snigireva",
year = "2021",
month = jun,
day = "22",
doi = "10.15826/qr.2021.2.597",
language = "Русский",
volume = "9",
pages = "576--590",
journal = "Quaestio Rossica",
issn = "2311-911X",
publisher = "Издательство Уральского университета",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Тайна Анны Ахматовой: слово и образ

AU - Mikhailova, Olga

AU - Snigireva, Tatyana

PY - 2021/6/22

Y1 - 2021/6/22

N2 - Комплексный анализ слова и образа тайны в творчестве Анны Ахматовой показал, как настойчиво она создавала ауру тайны вокруг своей судьбы. Намеренная двойственность даты рождения, моделирование образа детства как времени осознания своей особости, легенда о рано появившемся даре видения и предвиденья соотносимы с ахматовскими ликами лирической героини (Кассандра – дева Луны – колдунья – чингизидка), коррелируют с основными сферами ее поэзии: Античность, магическая власть поэзии, история. Феномен тайны Ахматовой осуществляется в разном смысловом наполнении: биографическом, лично идентификационном и собственно поэтическом. На основании корпусного анализа определены особое место и статус идиоглоссы слова тайна в тезаурусе Анны Ахматовой. В стихотворениях формируется широкое тематическое и ассоциативное поле вокруг ядерной лексемы тайна, и единицы этого множества приобретают индивидуальный смысл. В произведениях поэта встречаются все системно-языковые значения лексемы тайна, объединенные семой «неизвестная информация». Инвариантное значение слова тайна связано с оппозицией «знание – незнание». Семантический комплекс лексемы в поэзии усилен также значением «тайного знания, причастности к тайне и приближения к истине». Во всех концептуально значимых темах Ахматовой – судьбы, творчества, любви – присутствует вербализованный образ тайны, и только в одном случае возникает образ тайны, не обозначенный словом, но вырастающий из создаваемой атмосферы стиха и сопредельный с тайным страхом и мистическим ужасом. Тайное как иррациональное, необъяснимо страшное присуще стихам о времени и месте, в которых осуществляется повседневная жизнь поэта. Страх перед замкнутым пространством и быстротекущим временем поддержан теми обстоятельствами жизни, в которых осуществлялось творчество поэта, но рожден он изначальным знанием пределов, за которые непозволительно выходить человеку. Сделан вывод, что парадоксальная гармония поэзии Анны Ахматовой создается на тонкой грани между недозволенным и разрешенным, тайным и явным, мистическим и рациональным.

AB - Комплексный анализ слова и образа тайны в творчестве Анны Ахматовой показал, как настойчиво она создавала ауру тайны вокруг своей судьбы. Намеренная двойственность даты рождения, моделирование образа детства как времени осознания своей особости, легенда о рано появившемся даре видения и предвиденья соотносимы с ахматовскими ликами лирической героини (Кассандра – дева Луны – колдунья – чингизидка), коррелируют с основными сферами ее поэзии: Античность, магическая власть поэзии, история. Феномен тайны Ахматовой осуществляется в разном смысловом наполнении: биографическом, лично идентификационном и собственно поэтическом. На основании корпусного анализа определены особое место и статус идиоглоссы слова тайна в тезаурусе Анны Ахматовой. В стихотворениях формируется широкое тематическое и ассоциативное поле вокруг ядерной лексемы тайна, и единицы этого множества приобретают индивидуальный смысл. В произведениях поэта встречаются все системно-языковые значения лексемы тайна, объединенные семой «неизвестная информация». Инвариантное значение слова тайна связано с оппозицией «знание – незнание». Семантический комплекс лексемы в поэзии усилен также значением «тайного знания, причастности к тайне и приближения к истине». Во всех концептуально значимых темах Ахматовой – судьбы, творчества, любви – присутствует вербализованный образ тайны, и только в одном случае возникает образ тайны, не обозначенный словом, но вырастающий из создаваемой атмосферы стиха и сопредельный с тайным страхом и мистическим ужасом. Тайное как иррациональное, необъяснимо страшное присуще стихам о времени и месте, в которых осуществляется повседневная жизнь поэта. Страх перед замкнутым пространством и быстротекущим временем поддержан теми обстоятельствами жизни, в которых осуществлялось творчество поэта, но рожден он изначальным знанием пределов, за которые непозволительно выходить человеку. Сделан вывод, что парадоксальная гармония поэзии Анны Ахматовой создается на тонкой грани между недозволенным и разрешенным, тайным и явным, мистическим и рациональным.

KW - Anna Akhmatova

KW - idioglossia

KW - mystery

KW - mystical terror

KW - poetical harmony

KW - poetical thesaurus

KW - semantics

KW - .nna Akhmatova

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85108717151&partnerID=8YFLogxK

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46261220

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000727335500012

U2 - 10.15826/qr.2021.2.597

DO - 10.15826/qr.2021.2.597

M3 - Статья

AN - SCOPUS:85108717151

VL - 9

SP - 576

EP - 590

JO - Quaestio Rossica

JF - Quaestio Rossica

SN - 2311-911X

IS - 2

ER -

ID: 22823650