Standard

Типологии аномалий в высшем образовании. / Zborovsky, G. E.; Ambarova, P. A.
In: RUDN Journal of Sociology, Vol. 21, No. 3, 2021, p. 497-511.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Zborovsky GE, Ambarova PA. Типологии аномалий в высшем образовании. RUDN Journal of Sociology. 2021;21(3):497-511. doi: 10.22363/2313-2272-2021-21-3-497-511

Author

BibTeX

@article{47c1841c43774adca72e9abbae32d920,
title = "Типологии аномалий в высшем образовании",
abstract = "В условиях трансформации российского высшего образования его развитию мешает широкое распространение аномалий. Они несут в себе серьезные риски для вузов, отечественной высшей школы и российского общества. В статье дается авторская трактовка аномалий в высшем образовании как нарушений содержательного, структурного и функционального характера, вызванных рассогласованием действий и взаимодействий в вузах с фундаментальными нормами, регулирующими отношения в высшей школе. Цель статьи - разработка типологий аномалий в высшем образовании. Практический смысл типологий заключается в том, чтобы в дальнейшем на их основе предложить социальные технологии, механизмы и формы предупреждения и преодоления нарушений в высшем образовании. Реализуются три методологических подхода к исследованию аномалий: институциональный, структурный и общностный. Предлагается теоретическая рамка исследований аномалий в высшей школе. Типологии аномалий в высшем образовании разработаны на основе следующих критериев: 1) характер нарушаемых норм - аномалии, относящиеся к девиантному (нарушение моральных норм) или делинквентному (нарушение правовых норм) поведению; 2) характер проявления аномалий - явные и латентные их типы; 3) сферы проявления аномалий - в образовательном процессе, научно-исследовательской деятельности, управлении, воспитании, социальной активности; 4) уровни проявлений аномалий - институциональный, системный, общностный, и на каждом имеют место разные типы аномалий; 5) субъекты аномального поведения в вузе - общности студентов, научно-педагогических и управленческих работников.",
keywords = "Anomalies, Criteria for typologies, Deviant and delinquent behavior, Higher education, Typologies of anomalies, University communities of students, pedagogical-scientific stuff and managers, criteria for typologies, higher education, typologies of anomalies, deviant and delinquent behavior, anomalies, pedagogical-scientific stuff and managers, university communities of students",
author = "Zborovsky, {G. E.} and Ambarova, {P. A.}",
note = "Funding Information: The research was supported by the Russian Foundation for Basic Research. Project No. 19-29-07016. Publisher Copyright: {\textcopyright} G.E. Zborovsky, P.A. Ambarova, 2021.",
year = "2021",
doi = "10.22363/2313-2272-2021-21-3-497-511",
language = "Русский",
volume = "21",
pages = "497--511",
journal = "RUDN Journal of Sociology",
issn = "2313-2272",
publisher = "Российский университет дружбы народов",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Типологии аномалий в высшем образовании

AU - Zborovsky, G. E.

AU - Ambarova, P. A.

N1 - Funding Information: The research was supported by the Russian Foundation for Basic Research. Project No. 19-29-07016. Publisher Copyright: © G.E. Zborovsky, P.A. Ambarova, 2021.

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - В условиях трансформации российского высшего образования его развитию мешает широкое распространение аномалий. Они несут в себе серьезные риски для вузов, отечественной высшей школы и российского общества. В статье дается авторская трактовка аномалий в высшем образовании как нарушений содержательного, структурного и функционального характера, вызванных рассогласованием действий и взаимодействий в вузах с фундаментальными нормами, регулирующими отношения в высшей школе. Цель статьи - разработка типологий аномалий в высшем образовании. Практический смысл типологий заключается в том, чтобы в дальнейшем на их основе предложить социальные технологии, механизмы и формы предупреждения и преодоления нарушений в высшем образовании. Реализуются три методологических подхода к исследованию аномалий: институциональный, структурный и общностный. Предлагается теоретическая рамка исследований аномалий в высшей школе. Типологии аномалий в высшем образовании разработаны на основе следующих критериев: 1) характер нарушаемых норм - аномалии, относящиеся к девиантному (нарушение моральных норм) или делинквентному (нарушение правовых норм) поведению; 2) характер проявления аномалий - явные и латентные их типы; 3) сферы проявления аномалий - в образовательном процессе, научно-исследовательской деятельности, управлении, воспитании, социальной активности; 4) уровни проявлений аномалий - институциональный, системный, общностный, и на каждом имеют место разные типы аномалий; 5) субъекты аномального поведения в вузе - общности студентов, научно-педагогических и управленческих работников.

AB - В условиях трансформации российского высшего образования его развитию мешает широкое распространение аномалий. Они несут в себе серьезные риски для вузов, отечественной высшей школы и российского общества. В статье дается авторская трактовка аномалий в высшем образовании как нарушений содержательного, структурного и функционального характера, вызванных рассогласованием действий и взаимодействий в вузах с фундаментальными нормами, регулирующими отношения в высшей школе. Цель статьи - разработка типологий аномалий в высшем образовании. Практический смысл типологий заключается в том, чтобы в дальнейшем на их основе предложить социальные технологии, механизмы и формы предупреждения и преодоления нарушений в высшем образовании. Реализуются три методологических подхода к исследованию аномалий: институциональный, структурный и общностный. Предлагается теоретическая рамка исследований аномалий в высшей школе. Типологии аномалий в высшем образовании разработаны на основе следующих критериев: 1) характер нарушаемых норм - аномалии, относящиеся к девиантному (нарушение моральных норм) или делинквентному (нарушение правовых норм) поведению; 2) характер проявления аномалий - явные и латентные их типы; 3) сферы проявления аномалий - в образовательном процессе, научно-исследовательской деятельности, управлении, воспитании, социальной активности; 4) уровни проявлений аномалий - институциональный, системный, общностный, и на каждом имеют место разные типы аномалий; 5) субъекты аномального поведения в вузе - общности студентов, научно-педагогических и управленческих работников.

KW - Anomalies

KW - Criteria for typologies

KW - Deviant and delinquent behavior

KW - Higher education

KW - Typologies of anomalies

KW - University communities of students, pedagogical-scientific stuff and managers

KW - criteria for typologies

KW - higher education

KW - typologies of anomalies

KW - deviant and delinquent behavior

KW - anomalies

KW - pedagogical-scientific stuff and managers

KW - university communities of students

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85115773105&partnerID=8YFLogxK

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46615532

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000727391400006

U2 - 10.22363/2313-2272-2021-21-3-497-511

DO - 10.22363/2313-2272-2021-21-3-497-511

M3 - Статья

AN - SCOPUS:85115773105

VL - 21

SP - 497

EP - 511

JO - RUDN Journal of Sociology

JF - RUDN Journal of Sociology

SN - 2313-2272

IS - 3

ER -

ID: 23740148