Standard

Топонимические предания уральских горщиков. / Ivanova, Elena Eduardovna.
In: Voprosy Onomastiki, Vol. 19, No. 2, 2022, p. 177-196.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Ivanova EE. Топонимические предания уральских горщиков. Voprosy Onomastiki. 2022;19(2):177-196. doi: 10.15826/vopr_onom.2022.19.2.022

Author

BibTeX

@article{fd3678fc54c84a23b3aeba74b5bdc511,
title = "Топонимические предания уральских горщиков",
abstract = " В статье анализируются предания уральских горщиков — людей, занимающихся добычей драгоценных и цветных камней частным образом. Фольклор горщиков (в отличие от фольклора горняков — профессиональных горных рабочих) до сих пор практически не изучен. Материалом для исследования послужили полевые записи разных времен — как вышедшие в свет, так и неопубликованные, извлеченные из картотеки «Лексика, топонимия, этнография камня», хранящейся на кафедре русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации Уральского федерального университета. В статье показано, что предания вырастают из реальной практики горщиков, дополняясь традиционными мотивами, в том числе фантастическими. В центре исследования — топонимические предания, которые рассматриваются как источник выявления внутренней формы топонима и его мотивации. Автор отмечает, что обращение к историческим данным и комплексный этнолингвистический анализ позволяют установить истинность или ложность мотивации топонима, содержащейся в предании. Выявлено, что корреляция устойчивого мотивапреданий и устойчивой номинативной модели помогает определить верную мотивировку топонима. Предания горщиков рассматриваются также как источник изучения их образа жизни и мировоззрения; анализируются мотивы, характерные для их преданий: мотив фарта и случайной находки самоцветов, мотив «недающегося» клада и неудачной разработки месторождения, мотив вещего сна, моти в нарушения запрета и наказания за жадность, мотив удивительного богатства месторождений. Автор показывает, как в преданиях горщиков известные повествовательные мотивы конкретизируются применительно к данной профессиональной среде: мотив самопогребения чуди замещается мотивом погребения сокровищ.",
keywords = "folklore, history of the Urals, legendary motif, Russian language, the motivation of a place name, toponymic legend, toponymy",
author = "Ivanova, {Elena Eduardovna}",
note = "Funding Information: The research was carried out within the framework of the project The Regional Identity of Russia: Comparative Historical and Philological Studies, funded by the Ministry of Education and Science of Russia (topic number FEUZ-2020-0056). Publisher Copyright: {\textcopyright} 2022, Ural Federal University. All rights reserved.",
year = "2022",
doi = "10.15826/vopr_onom.2022.19.2.022",
language = "Русский",
volume = "19",
pages = "177--196",
journal = "Voprosy Onomastiki",
issn = "1994-2400",
publisher = "Издательство Уральского университета",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Топонимические предания уральских горщиков

AU - Ivanova, Elena Eduardovna

N1 - Funding Information: The research was carried out within the framework of the project The Regional Identity of Russia: Comparative Historical and Philological Studies, funded by the Ministry of Education and Science of Russia (topic number FEUZ-2020-0056). Publisher Copyright: © 2022, Ural Federal University. All rights reserved.

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - В статье анализируются предания уральских горщиков — людей, занимающихся добычей драгоценных и цветных камней частным образом. Фольклор горщиков (в отличие от фольклора горняков — профессиональных горных рабочих) до сих пор практически не изучен. Материалом для исследования послужили полевые записи разных времен — как вышедшие в свет, так и неопубликованные, извлеченные из картотеки «Лексика, топонимия, этнография камня», хранящейся на кафедре русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации Уральского федерального университета. В статье показано, что предания вырастают из реальной практики горщиков, дополняясь традиционными мотивами, в том числе фантастическими. В центре исследования — топонимические предания, которые рассматриваются как источник выявления внутренней формы топонима и его мотивации. Автор отмечает, что обращение к историческим данным и комплексный этнолингвистический анализ позволяют установить истинность или ложность мотивации топонима, содержащейся в предании. Выявлено, что корреляция устойчивого мотивапреданий и устойчивой номинативной модели помогает определить верную мотивировку топонима. Предания горщиков рассматриваются также как источник изучения их образа жизни и мировоззрения; анализируются мотивы, характерные для их преданий: мотив фарта и случайной находки самоцветов, мотив «недающегося» клада и неудачной разработки месторождения, мотив вещего сна, моти в нарушения запрета и наказания за жадность, мотив удивительного богатства месторождений. Автор показывает, как в преданиях горщиков известные повествовательные мотивы конкретизируются применительно к данной профессиональной среде: мотив самопогребения чуди замещается мотивом погребения сокровищ.

AB - В статье анализируются предания уральских горщиков — людей, занимающихся добычей драгоценных и цветных камней частным образом. Фольклор горщиков (в отличие от фольклора горняков — профессиональных горных рабочих) до сих пор практически не изучен. Материалом для исследования послужили полевые записи разных времен — как вышедшие в свет, так и неопубликованные, извлеченные из картотеки «Лексика, топонимия, этнография камня», хранящейся на кафедре русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации Уральского федерального университета. В статье показано, что предания вырастают из реальной практики горщиков, дополняясь традиционными мотивами, в том числе фантастическими. В центре исследования — топонимические предания, которые рассматриваются как источник выявления внутренней формы топонима и его мотивации. Автор отмечает, что обращение к историческим данным и комплексный этнолингвистический анализ позволяют установить истинность или ложность мотивации топонима, содержащейся в предании. Выявлено, что корреляция устойчивого мотивапреданий и устойчивой номинативной модели помогает определить верную мотивировку топонима. Предания горщиков рассматриваются также как источник изучения их образа жизни и мировоззрения; анализируются мотивы, характерные для их преданий: мотив фарта и случайной находки самоцветов, мотив «недающегося» клада и неудачной разработки месторождения, мотив вещего сна, моти в нарушения запрета и наказания за жадность, мотив удивительного богатства месторождений. Автор показывает, как в преданиях горщиков известные повествовательные мотивы конкретизируются применительно к данной профессиональной среде: мотив самопогребения чуди замещается мотивом погребения сокровищ.

KW - folklore

KW - history of the Urals

KW - legendary motif

KW - Russian language

KW - the motivation of a place name

KW - toponymic legend

KW - toponymy

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85135960676&partnerID=8YFLogxK

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=49267490

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000864741400008

U2 - 10.15826/vopr_onom.2022.19.2.022

DO - 10.15826/vopr_onom.2022.19.2.022

M3 - Статья

AN - SCOPUS:85135960676

VL - 19

SP - 177

EP - 196

JO - Voprosy Onomastiki

JF - Voprosy Onomastiki

SN - 1994-2400

IS - 2

ER -

ID: 30747413