Standard

ИНСТИТУТЫ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. / Закс, Лев Абрамович; Стрижкова, Наталья Алексеевна.
In: Ярославский педагогический вестник, No. 4 (127), 2022, p. 186-195.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Закс, ЛА & Стрижкова, НА 2022, 'ИНСТИТУТЫ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН', Ярославский педагогический вестник, no. 4 (127), pp. 186-195. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-186-195

APA

Закс, Л. А., & Стрижкова, Н. А. (2022). ИНСТИТУТЫ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. Ярославский педагогический вестник, (4 (127)), 186-195. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-186-195

Vancouver

Закс ЛА, Стрижкова НА. ИНСТИТУТЫ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. Ярославский педагогический вестник. 2022;(4 (127)):186-195. doi: 10.20323/1813-145X-2022-4-127-186-195

Author

Закс, Лев Абрамович ; Стрижкова, Наталья Алексеевна. / ИНСТИТУТЫ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. In: Ярославский педагогический вестник. 2022 ; No. 4 (127). pp. 186-195.

BibTeX

@article{12cc1fe03d684b18aeacdb109a77bc1c,
title = "ИНСТИТУТЫ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН",
abstract = "В социогуманитарных науках широкое применение получил институциональный подход. Статья предлагает осмысление института с позиций культурологии - как необходимого социокультурного феномена. Во-первых, дается объяснение социокультурной природы институтов и институционализации. Показано, что в логике культурологии само общество как совместная жизнь и деятельность людей является порождением культуры, ее особой, социально организующей, подсистемы. Последняя создает внебиологические (внегенетические) формы совместного деятельного существования людей и коллективов, стабильной системы их отношений. Фундаментальной, всеобщей для общества формой совместности как способа организации и воспроизводства коллективной деятельности людей выступают создаваемые культурой институты. Показано базовое значение организационной (упорядочивающей) функции институтов, а также других важнейших их функций: социальной интеграции, управления (регуляции) и социализации индивидов. Отмечаются множественные позитивные эффекты институционализации для всех сфер общественной жизни. Во-вторых, в статье рассмотрены основные онтофункциональные свойства институтов, как «общекультурные», так и специфические. Отмечается несводимость созданных культурой форм социальной организации к институтам; основанием такой неправомерной редукции, по мнению авторов, выступает понимание института как нематериальной системы норм и ценностей. Авторы отстаивают противоположный взгляд, видя важнейшую особенность институтов именно в материальном характере этого типа организации: институт - объективированный, материально воплощенный конструкт-установление, реализованный в «теле» материальной организации порядок деятельностей и отношений со своим реальным хронотопом. В составе институтов выделяются универсальные, но разноприродные компоненты: материальные, к каким, наряду с материальной организацией, относятся вещно-инструментальные («технические») средства совместности; информационные, включающие цели, ценности и нормы («хартия», по Б. Малиновскому), а также институциональное самосознание (идеологию), что в целом образует программное основание деятельности института; энергетические, или силовые, в том числе материальные, психические и духовные, обеспечивающие институциональную «волю», императивный характер, то есть власть институтов. Для эффективной реализации функций и властных механизмов институтов их состав включает в себя особых субъектов-управленцев (еще одна существенная их особенность). И все эти компоненты образуют целостную онтофункциональную систему.",
author = "Закс, {Лев Абрамович} and Стрижкова, {Наталья Алексеевна}",
year = "2022",
doi = "10.20323/1813-145X-2022-4-127-186-195",
language = "Русский",
pages = "186--195",
journal = "Ярославский педагогический вестник",
issn = "1813-145X",
publisher = "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского",
number = "4 (127)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ИНСТИТУТЫ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

AU - Закс, Лев Абрамович

AU - Стрижкова, Наталья Алексеевна

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - В социогуманитарных науках широкое применение получил институциональный подход. Статья предлагает осмысление института с позиций культурологии - как необходимого социокультурного феномена. Во-первых, дается объяснение социокультурной природы институтов и институционализации. Показано, что в логике культурологии само общество как совместная жизнь и деятельность людей является порождением культуры, ее особой, социально организующей, подсистемы. Последняя создает внебиологические (внегенетические) формы совместного деятельного существования людей и коллективов, стабильной системы их отношений. Фундаментальной, всеобщей для общества формой совместности как способа организации и воспроизводства коллективной деятельности людей выступают создаваемые культурой институты. Показано базовое значение организационной (упорядочивающей) функции институтов, а также других важнейших их функций: социальной интеграции, управления (регуляции) и социализации индивидов. Отмечаются множественные позитивные эффекты институционализации для всех сфер общественной жизни. Во-вторых, в статье рассмотрены основные онтофункциональные свойства институтов, как «общекультурные», так и специфические. Отмечается несводимость созданных культурой форм социальной организации к институтам; основанием такой неправомерной редукции, по мнению авторов, выступает понимание института как нематериальной системы норм и ценностей. Авторы отстаивают противоположный взгляд, видя важнейшую особенность институтов именно в материальном характере этого типа организации: институт - объективированный, материально воплощенный конструкт-установление, реализованный в «теле» материальной организации порядок деятельностей и отношений со своим реальным хронотопом. В составе институтов выделяются универсальные, но разноприродные компоненты: материальные, к каким, наряду с материальной организацией, относятся вещно-инструментальные («технические») средства совместности; информационные, включающие цели, ценности и нормы («хартия», по Б. Малиновскому), а также институциональное самосознание (идеологию), что в целом образует программное основание деятельности института; энергетические, или силовые, в том числе материальные, психические и духовные, обеспечивающие институциональную «волю», императивный характер, то есть власть институтов. Для эффективной реализации функций и властных механизмов институтов их состав включает в себя особых субъектов-управленцев (еще одна существенная их особенность). И все эти компоненты образуют целостную онтофункциональную систему.

AB - В социогуманитарных науках широкое применение получил институциональный подход. Статья предлагает осмысление института с позиций культурологии - как необходимого социокультурного феномена. Во-первых, дается объяснение социокультурной природы институтов и институционализации. Показано, что в логике культурологии само общество как совместная жизнь и деятельность людей является порождением культуры, ее особой, социально организующей, подсистемы. Последняя создает внебиологические (внегенетические) формы совместного деятельного существования людей и коллективов, стабильной системы их отношений. Фундаментальной, всеобщей для общества формой совместности как способа организации и воспроизводства коллективной деятельности людей выступают создаваемые культурой институты. Показано базовое значение организационной (упорядочивающей) функции институтов, а также других важнейших их функций: социальной интеграции, управления (регуляции) и социализации индивидов. Отмечаются множественные позитивные эффекты институционализации для всех сфер общественной жизни. Во-вторых, в статье рассмотрены основные онтофункциональные свойства институтов, как «общекультурные», так и специфические. Отмечается несводимость созданных культурой форм социальной организации к институтам; основанием такой неправомерной редукции, по мнению авторов, выступает понимание института как нематериальной системы норм и ценностей. Авторы отстаивают противоположный взгляд, видя важнейшую особенность институтов именно в материальном характере этого типа организации: институт - объективированный, материально воплощенный конструкт-установление, реализованный в «теле» материальной организации порядок деятельностей и отношений со своим реальным хронотопом. В составе институтов выделяются универсальные, но разноприродные компоненты: материальные, к каким, наряду с материальной организацией, относятся вещно-инструментальные («технические») средства совместности; информационные, включающие цели, ценности и нормы («хартия», по Б. Малиновскому), а также институциональное самосознание (идеологию), что в целом образует программное основание деятельности института; энергетические, или силовые, в том числе материальные, психические и духовные, обеспечивающие институциональную «волю», императивный характер, то есть власть институтов. Для эффективной реализации функций и властных механизмов институтов их состав включает в себя особых субъектов-управленцев (еще одна существенная их особенность). И все эти компоненты образуют целостную онтофункциональную систему.

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50017054

U2 - 10.20323/1813-145X-2022-4-127-186-195

DO - 10.20323/1813-145X-2022-4-127-186-195

M3 - Статья

SP - 186

EP - 195

JO - Ярославский педагогический вестник

JF - Ярославский педагогический вестник

SN - 1813-145X

IS - 4 (127)

ER -

ID: 33259367