Статья посвящена проблеме становления и исторической эволюции методологии социального познания. Отталкиваясь от предположения о ключевой роли принципа конструирования в этом процессе, авторы попытались раскрыть условия и причины идеологизации социального познания в советской науке ХХ в. Скрытым основанием стагнации в области методологии социального познания в современной российской науке является дискурс революции. Он сложился под влиянием системной трансформации европейского общества в сфере политики, экономики, социальных институтов, культуры. Под именем марксистской диалектики он стал не только метаметодологией социальной науки в советской России, но и оказал негативное воздействие в ряде отраслей естествознания и математики. В качестве первого шага на пути обновления методологии социального познания в статье рассматривается деидеологизация как процесс изживания дискурса революции и создания условий для формирования нового общенаучного дискурса.