Описание

Проект направлен на решение научной проблемы: исследование влияния характера социального взаимодействия, развертывающегося внутри новых динамичных социально-территориальных сообществ – креативных локальностей, на процесс реализации молодежью своего инновационного потенциала в условиях мегаполиса.
Актуальность и значимость предлагаемой к решению задачи обусловлена спектром предметных и гносеологических противоречий:
- между возникновением новых форм организации социально-территориального пространства в результате процессов глокализации и информатизации и малоизученностью их воздействия на социальные процессы в современном социуме;
- между востребованностью инновационного и креативного потенциала молодежи и существующими рисками для его развития и реализации;
- между ростом потребности молодежи в творческой самореализации и деятельности по преобразованию окружающего социального и физического пространства и дисбалансом самоорганизационных процессов и институциональных регуляторов активности молодого поколения.
Научная новизна исследования заключается в формулировке новой научной идеи, состоящей в следующем: социальное взаимодействие внутри креативных локальностей влияет на инновационную активность молодежи, включенной в это взаимодействие; это влияние осуществляется через социальные механизмы, которые можно разделить на два основных типа – институциональные и мотивационные; результатом этого влияния является трансформация социального и физического пространства мегаполисов; тем самым, креативные локальности выступают как новые самоорганизующиеся типы социальных локальностей, отражающих, с одной стороны, тенденцию роста установок молодежи на творческую самореализацию, а с другой, переформатирование социально-территориального пространства, вызванное процессами постурбанизации и сетевизации.
Проект предполагает выбор новой методологии и методики изучения проблемы – интегративного подхода, предполагающего синтез положений макро и микросоциологических теорий, касающихся проблематики исследования (креативного общества, Global City, Creative City, креативного действия, глокализации и др.), который будет дополнен сетевым подходом в связи с анализом параллельно сосуществующих и взаимодействующих виртуальных и реальных сообществ внутри креативных локальностей, а также социально-урбанистским подходом для анализа процесса конструирования креативных локальностей как части более широкого глобального процесса переформатирования социально-территориального пространства мегаполисов. В качестве метода эмпирического исследования предполагается использовать Mixed Method Research – сочетание количественной и качественной методологии, в том числе неформализованного интервью с креативной молодежью (собственно субъектами творческой деятельности, организаторами событий и волонтерского сообщества креативных локальностей), фокусированных интервью с талантливой перспективной молодежью (старшеклассниками, учащимися передовых средних учебных заведений – гимназий и лицеев), количественного опроса молодежи, потенциально склонной к инновационной и креативной деятельности (студентов крупнейших вузов мегаполисов), контент-анализа репрезентаций локальностей в виртуальном пространстве (страниц групп креативных сообществ в социальных сетях).
Ожидаемые результаты:
Предполагается получить следующие результаты:
1.Авторская теоретико-методологическая концепция исследования креативных локальностей как социальных условий реализации инновационного потенциала молодежи, в основе которой лежит научная идея: социальное взаимодействие внутри креативных локальностей влияет на инновационную активность молодежи, включенной в это взаимодействие; это влияние осуществляется через институциональные и мотивационные механизмы и результатом его является трансформация социального и физического пространства мегаполисов;
2.Авторская программа и методика комплексного социологического исследования креативных локальностей как социальных условий реализации инновационного потенциала молодежи, инструментарий исследования (гайд неформализованного интервью, карта контент-анализа);
3. Классификация креативных локальностей как самоорганизующихся форм социального пространства в современном социуме; содержание и специфика социального взаимодействия в каждом выявленном типе локальности, его значение для инновационной активности молодежи;
4.Типология самореализационных стратегий креативной молодежи, анализ мотиваций и диспозиций, регулирующих ее деятельность; анализ институциональных возможностей реализации инновационного потенциала в условиях креативных локальностей (диагностика мотивационных и институциональных социальных механизмов реализации инновационного потенциала молодежи в условиях креативных локальностей).
5.Методика количественного социологического исследования реализации инновационного потенциала студенческой молодежи и каналов ее вовлечения в активность креативных локальностей мегаполиса, разработанная на основе авторской концепции и с учетом опыта предшествующего этапа, включая инструментарий исследования (анкета студентов вузов);
6.Методика фокусированного группового интервью с перспективной талантливой молодежью с целью изучения возможностей творческой самореализации молодежи в пространстве мегаполиса, возможностей и способов оказания влияния молодежи на изменение среды своего города, включая инструментарий исследования (гайд фокусированного группового интервью);
7.Анализ каналов вовлечения/вхождения молодежи мегаполисов в сообщества креативных локальностей; определение характера зависимости между существующими способами включения молодежи в креативные локальности и стратегиями реализации инновационного потенциала, практикуемыми молодежью, типология стратегий реализации инновационного потенциала молодежи;
8.Модель процесса конструирования нового типа организации социально-территориального пространства современных мегаполисов - креативных локальностей и их влияния на инновационную активность молодежи крупных российских мегаполисов, которая позволит управлять процессом вовлечения перспективной молодежи в процесс преобразования социальной и пространственной среды мегаполисов, установить баланс между институциональным регулированием активности молодежи со стороны власти и самоорганизационной деятельностью активистов.
Предполагаемые результаты имеют как теоретическую, так и практическую значимость, их достижение позволит установить в теории и проанализировать на практике действие конкретных социальных механизмов (институциональных и мотивационных), обеспечивающих реализацию инновационного потенциала молодежи, выявить специфику социального взаимодействия в креативных локальностях и его влияние на преобразовательную активность молодежи; концептуализировать понятие «креативные локальности» и тем самым расширить категориальный аппарат социологии урбанизма. Разработка авторской концепции даст возможность развить теорию креативного города за счет определения характера социального взаимодействия акторов в креативных локальностях и его значения в регуляции жизнедеятельности индивидов и социальных групп. Реализация исследования на теоретическом и эмпирическом уровне позволит определить новое научное направление в социологии инноватики – исследование воздействия социальных аспектов креативности на инновационный потенциал социальных общностей.
Модель процесса конструирования креативных локальностей позволит управлять процессом вовлечения перспективной молодежи в преобразование социальной и пространственной среды современных российских городов, установить баланс между институциональным регулированием активности молодежи со стороны власти и самоорганизационной деятельностью активистов. Разработка методик комплексного социологического исследования (количественного и качественного) позволит проводить регулярную диагностику (мониторинг) специфики и уровня развития креативных локальностей в российских мегаполисах, устанавливать характер зависимости этой специфики от конкретных трендов социального, политического и экономического развития. Эмпирические результаты помогут сформулировать управленческие рекомендации по совершенствованию институциональной инфраструктуры городов, задействованной в их инновационном развитии, тем самым, способствовать снижению институциональных барьеров на пути самореализации молодежи, формированию более комфортной для молодежи городской среды. Полученная с применением авторской методики оценка уровня развития креативных локальностей как социальных условий реализации инновационного потенциала молодежи даст возможность в будущем вести сравнительные межрегиональные исследования (мониторинг) привлекательности социально-территориального пространства городов для молодежи как демографического ресурса инновационного развития.
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания27/01/202331/12/2023

    ГРНТИ

  • 04.21.51 Социальные процессы и изменения. Социальное развитие

    Тип источника финансирования (РФФИ, РНФ, Х/Д, Гранты и т.д.)

  • РНФ

    Площадка НИЧ УрФУ, где ведется данный грант (НИЧ Куйбышева, НИЧ Мира)

  • НИЧ Куйбышева

ID: 36541286