Description

Заявленный проект направлен на исследование мобилизации ресурсности научно-педагогического сообщества (НПС) российских университетов в изменившихся условиях реализации стратегии их развития. Этой цели будет служить разработка авторской концепции, объединяющей теоретическое и эмпирическое знание о мобилизации ресурсности НПС.
Актуальность решения данной научной проблемы обусловлена противоречиями, в явном и латентном виде складывающимися в современных российских университетах: между необходимостью новой кадровой политики и недостаточностью ее проработки в стратегиях университетов и управления их развитием; между требованием непрерывного повышения ресурсного потенциала НПС университетов, эффективности и качества его научно-педагогической деятельности и отсутствием эффективной системы его академического развития; между целью программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» по вовлечению в реализацию ее задач массового сегмента российских вузов и низким уровнем актуализированной ресурсности университетов российских регионов.
Суть предлагаемой социологической концепции – в новом подходе к оценке и использованию ресурсности НПС для реализации стратегии устойчивого развития университетов в сложных условиях функционирования высшего образования. Ядром концепции станет новая модель мобилизационного университетского управления, ориентированная на раскрытие потенциала как традиционных ресурсов НПС, учитываемых в формальных моделях его оценки, так и тех ресурсов, которые трудно формализуются, количественно измеряются и вследствие этого не используются университетским управлением для решения стратегических задач развития вузов.
В проекте будет предложено обоснование мобилизации ресурсности НПС как управленческой стратегии, направленной на поиск, конвертацию и фокусирование дефицитных ресурсов НПС в интересах национальной и университетской программы развития высшего образования. Региональное измерение исследуемой проблемы впервые покажет, насколько глубоко университеты российских регионов интегрированы в общенациональную повестку развития отечественной высшей школы.
Новизна предлагаемого проекта заключается в синтезе методологического арсенала социологии высшего образования, социологии управления, социологии науки, экономической социологии, а также методологических принципов институционального, нормативного, общностного, ресурсного, коммуникативного подходов. Такой методологический синтез обеспечит системное видение ресурности НПС и содержания ее мобилизации, позволит учесть их сложную структуру и интегрированность в широкий спектр процессов, происходящих в современных университетах.
Впервые будет предложена социологическая методология оценки ресурсов НПС, учитывающая многообразие их параметров – институциональных и внеинституциональных, количественных и качественных, формализуемых и неформализуемых. Специфика данной методологии будет заключаться в возможности учитывать синергетический эффект взаимосвязи разных видов ресурсов НПС. Апробация предложенной методологии впервые будет осуществлена в вузах конкретного российского региона (Уральского федерального округа) на основе оригинальной методики социологического исследования, включающей количественные и качественные методы, соответствующие сложной природе и структуре ресурсности НПС. Таким образом сформируется новое социологическое знание о ресурсном потенциале НПС, позволяющее сконструировать типологию НПС по «ресурсному» критерию и предложить способы ее интеграции в модель мобилизационного университетского управления. При этом акцент будет сделан на возможности управления трудно формализуемыми ресурсами НПС (коммуникативными, сетевыми, ценностными, мотивационными, проектной культурой, доверием, солидарностью) и частично формализуемыми ресурсами (временными, готовностью к научной, инновационной, публикационной активности, способностью к самоорганизации и саморегулированию).
Ожидаемые результаты:
1. Социологическая концепция мобилизации ресурсов научно-педагогического сообщества (НПС).
2. Теоретическая методология социологического исследования мобилизации ресурсности НПС.
3. Эмпирическая методология и методика социологического исследования мобилизации ресурсности НПС.
4. Комплексная характеристика ресурсности НПС университетов УрФО
5. Типология НПС на основе количественных и качественных характеристик его новой ресурсности
6. Сравнительная характеристика административного и мобилизационного подходов к оценке и использованию ресурсности НПС.
7. Модель мобилизационного управления ресурсами НПС, интегрированная в систему стратегического планирования развития университетов.
8. Характеристика рисков мобилизации ресурсности НПС в вузах УрФО.
9. Характеристика возможностей сотрудничества НПС университетов региона с НПС зарубежных университетов как источника развития ресурсности НПС российских вузов.
10. Теоретико-методологическая рамка для проведения в перспективе междисциплинарного исследования мобилизации ресурсности НПС, интегрирующего потенциал социологической, социально-психологической, педагогической, экономической наук.
Предлагаемые к разработке концепция и модель мобилизации ресурсности НПС университетов расширяют предметное поле научной парадигмы мобилизации ресурсов, развивавшейся до сих пор преимущественно в границах социологии политики и социологии общественных движений. Кроме того, разработка такой концепции имеет большое значение для конституирования социологии высшего образования, выделения ее приоритетных направлений, в том числе в области университетского управления.
Проект предлагает развитие и усложнение методологии исследования высшего образования за счет системного рассмотрения проблемы мобилизации ресурсности НПС на перекрестье различных отраслей социологического знания – социологии высшего образования, социологии управления, социологии науки, экономической социологии. Разработке такой методологии будет способствовать сочетание институционального, нормативного, ресурсного, общностного, коммуникативного подходов. Это позволяет получить новую оптику рассмотрения ресурсности НПС и управления ею, отвечающую сложной структуре человеческих активов университета. В сочетании с методической стратегией смешения методов (mixed methods research), предлагаемая методология позволит сформировать массив научных данных, остро востребованных сегодня не только в социологической теории высшего образования, но и в практиках трансформирующегося университетского управления.
Исследование проблемы мобилизации ресурсности НПС позволит создать научное обоснование ресурсного обеспечения реализации стратегии развития российских университетов в условиях травмы российского общества и отечественного высшего образования, в том числе в рамках осуществления программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Наряду с новым понятийным аппаратом в концепции будут предложены теоретические положения рациональной оценки ресурсного потенциала НПС и рационального выбора ресурсосберегающих стратегий университетов, системы условий мобилизации (актуализации, концентрации, оптимального использования) ресурсности НПС. На основе разработанной концепции будет предложена выработка научного практико-ориентированного знания для совершенствования практик университетского управления, а именно – формирования новых подходов к оценке НПС, механизмов мобилизации его ресурсности в условиях дефицита внешних ресурсов, в целом в неблагоприятных экономических и политических условиях развития высшего образования.
Впервые в качестве научного результата будет предложена социологическая методология оценки ресурсов НПС, учитывающая многообразие их параметров – институциональных и внеинституциональных, количественных и качественных, формализуемых и неформализуемых. Специфика данной методологии будет заключаться в возможности учитывать синергетический эффект взаимосвязи разных видов ресурсов НПС.
Значение и новизна комплексной оценки ресурсности НПС связаны с выявлением внутреннего потенциала отечественного НПС в условиях трансформации его связей и взаимодействий с зарубежными университетами и мировым научно-педагогическим сообществом. Предлагаемый подход позволит впервые дать оценку возможностям сохранения конкурентоспособности российского высшего образования в условиях усиления международной изоляции благодаря формированию новых мобилизационных стратегий управления ресурсностью НПС. Региональное измерение исследуемой проблемы впервые покажет, насколько глубоко университеты российских регионов интегрированы в общенациональную повестку развития отечественной высшей школы.
Впервые будет осуществлен сравнительный анализ административного и мобилизационного подходов к управлению ресурсностью НПС, а также определены способы интеграции последнего в систему стратегического планирования развития университетов. Понятие мобилизационного университетского управления обогатит категориальный аппарат социологии высшего образования и позволит сформировать в предлагаемом проекте новый фокус исследования стратегий, моделей, практик университетского управления и управления высшим образованием.
StatusActive
Effective start/end date16/01/202331/12/2024

    UrFU Research Division section that handles this grant (Kuibyshev, Mira)

  • Kuibyshev Research Division

    Type of Financial Sources

  • RNF

    GRNTI

  • 04.51.53

ID: 36570430