Description

Данная работа посвящена изучению экономических и управленческих аспектов перехода российских регионов к устойчивому развитию в контексте распространения технологий чистой энергии и сопровождающих такие проекты специфических инвестиционных инструментов.
Потребность в своевременной активизации действий по обеспечению устойчивого развития российских регионов обусловлена множеством причин. С одной стороны, это важность первоочередного выполнения поставленных социальных, экологических, экономических, энергетических, научно-технических и других обязательств перед обществом. Данные обязательства сформулированы в виде целей устойчивого развития в ООН (документ «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»), а некоторые из них – уточнены в рамках Парижского соглашения по климату. Российская Федерация ратифицировала данные документы, на уровне Правительства страны разработаны и утверждены соответствующие распоряжения, а планы по устойчивому развитию (ESG-повестка) включены в стратегии развития российских регионов. С другой стороны, реализация планов по устойчивому развитию связана не только с глобальной повесткой, но и важнейшими практическими задачами развития отечественного энергосектора – это преодоление высокого уровня морального и физического износа производственных фондов энергосистемы (в среднем по отрасли – более 60%), восполнение потребности в росте энергоэффективности, внедрении энергосберегающих технологий, автоматизация и цифровизация основных процессов при сохранении высокой надежности и качества энергоснабжения.
Реализацию проектов устойчивого развития сопровождают специфические риски, затрудняющие переход регионов к новой парадигме. В их число входят: 1) технологические, связанные с инерционностью сложившейся структуры электроэнергетики; 2) экономические – потребность в значительных капиталовложениях и низкая инвестиционная привлекательность отрасли; 3) экологические – высокий уровень эмиссии парниковых газов, наблюдающийся даже от «зеленых» проектов; 4) социальные – недостаточное количество квалифицированных работников, сопротивление общества изменениям. Одной из наиболее важных групп являются риски, вызванные политической неопределенностью. Так, отсутствие четкой государственной политики в вопросах поддержки проектов возобновляемой энергетики приводит к упущениям и пробелам при инвестировании в сектор, включая развитие рынка «зеленых» ценных бумаг. В результате должна быть достигнута синергия экономических, технологических, экологических, управленческих и иных результатов для обеспечения эффективного устойчивого развития на уровне регионов.
Современные тенденции сформировали специфическую среду, которая обнаруживает существенный недостаток в научно-методологических разработках в области устойчивого развития российских регионов, учитывающих распространение возобновляемых источников энергии, водородной энергетики, инструменты «зеленого» финансирования и факторы неопределенности среды.
В проекте будут изучены экономические и управленческие аспекты следующих энерготехнологий, обеспечивающих устойчивое развитие регионов: возобновляемой энергетики, в частности солнечные, ветряные, малые гидроэлектростанции, биогазовые комплексы, поддерживаемые на государственном уровне и реализуемые в частном порядке, а также водородной энергетики, в первую очередь, технология «зеленого» водорода.
Высокая степень научной новизны состоит в приращении теоретико-методологических знаний в области управления устойчивым развитием российских регионов на основе формирования и реализации экономических преимуществ технологий чистой энергии, «зеленых» инвестиций в специфических условиях российского энергорынка и неопределенности, определяемой внешней и внутренней средой.
Ожидаемые результаты:
С учетом заявленной научной проблемы и конкретных задач, поставленных перед проектом, ожидаемые результаты связаны главным образом с развитием теории и методологии управления устойчивым развитием регионов. Разработка некоторых методов и подходов в представленных результатах основана на адаптации уже полученных авторов методических результатов (пункты 2.10 и 4.7 заявки) к новым «правилам игры» отечественного энергорынка.
1. Развитие теории управления устойчивым развитием регионов:
- систематизация существующих и перспективных мировых и отечественных практик «зеленого» инвестирования энергопроектов;
- выявление теоретических закономерностей развития глобального «зеленого» финансового рынка;
- обобщение специфики новых правил отбора проектов ВИЭ по программе ДПМ ВИЭ 2.0;
- изучение закономерностей реализации проектов возобновляемой энергетики «частным образом»;
- изучение существующей практики развития рынка биогазовых технологий в российских регионах, включая законодательные основы, рынок оборудования;
- изучение специфики развития рынка водородной энергетики в России, включая существующую нормативно-правовую документацию, особенности производства водорода, в т.ч. с использованием технологий возобновляемой энергетики.
Проведенные теоретические исследования являются основой для разработки методов и подходов, представленных далее, а также выявления проблем развития энергорынка и разработки рекомендаций по их преодолению (третий пункт).
2. Разработка методологических основ управления устойчивым развитием регионов:
- разработка и апробация методики комплексной оценки эффективности проектов ВИЭ для новых правил отбора ДПМ ВИЭ;
- разработка и апробация logit-моделей, позволяющих оценить специфические риски проектов ВИЭ (по этапам жизненного цикла) по новым правилам отбора ДПМ ВИЭ;
- разработка и апробация аналогичных logit-моделей для проектов ВИЭ по этапам жизненного цикла, реализуемых в частном порядке;
- апробация разработанного подхода к формированию риск-профиля регионов по проектам ВИЭ на примере регионов-лидеров сектора и регионов, в которых технологии еще не развиты на достаточном уровне, что позволит изучить скрытый потенциал российского рынка;
- разработка подхода к обоснованию целесообразности технологий газификации частных потребителей за счет использования крупных биогазовых установок с учетом совокупности существующих технологических и экономических особенностей реализации подобных проектов;
- разработка и апробация метода оценки экономической эффективности проектов получения, транспортировки и использования водорода в качестве энергоносителя (по видам) на основе расчета совокупности показателей средней стоимости (например, LCOE, LCOH и т.п.), а также идентификации и анализа специфических рисков таких проектов.
Разработанные методики и их апробация станут основой для формирования сценариев, условий и практических рекомендаций для обеспечения устойчивого развития регионов с учетом заданной специфики научного проекта (представлены далее).
3. Практическая апробация полученных теоретических и методологических результатов:
- разработка и количественное обоснование практических сценариев развития российского «зеленого» финансового рынка;
- по результатам оценки эффективности проектов ВИЭ: разработка практических рекомендаций по развитию программ государственной поддержки проектов ВИЭ, включая новые критерии отбора, предварительную оценку рисков, уточнение мер поддержки для каждого вида проектов, оценка этапов отказа от государственной поддержки для отдельных видов проектов, в том числе с учетом меняющихся правил конкурсного отбора на рынке;
- на основе результатов logit-моделирования: идентификация и изучение поведения (миграции) специфических рисков проектов по сформированным группами и разработка эффективных мер по управлению такими рисками в проектах;
- изучение степени готовности регионов к дальнейшему развитию проектов ВИЭ и их скрытого потенциала позволит разработать индивидуальные (специфические) программы поддержки развития сектора на уровне отдельных регионов;
- разработка условий, способствующих активизации деятельности рынка биогазовых технологий на уровне российских регионов, предполагающих преодоление идентифицированных барьеров, а также развитие системы государственной поддержки данного сектора;
- разработка условий, способствующих развитию рынка водородной энергетики в России, включая приоритетные технологии на уровне регионов, рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой документации.
Достижение указанных результатов позволит актуализировать существующую информационно-аналитическую базу мониторинга отечественного рынка возобновляемой энергетики за счет расширения пула изучаемых проектов сектора, реализуемых по новым правилам отбора ДПМ ВИЭ 2.0, по вновь вводим региональным программам поддержки, в виде частных инициатив, а также проектов биогазовых технологий и водородной энергетики. Это также дополнительно позволит расширить географию изучаемых регионов по данной проблематике.
StatusActive
Effective start/end date08/08/202330/06/2025

    GRNTI

  • 06.61.33

    Type of Financial Sources

  • RNF

    UrFU Research Division section that handles this grant (Kuibyshev, Mira)

  • Mira Research Division

ID: 48847466