Description

Проект предполагает исследование гуманитарных связей между Россией и пятью государствами постсоветской Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и Туркмения) в двусторонних и многосторонних форматах, а также разработку методики оценки социальной эффективности гуманитарного сотрудничества как сферы межгосударственных связей и применение этой методики на конкретных примерах. Хронологические рамки исследования - современный период, последнее десятилетие, 2010 – 2020 гг.
Как показывает первичное изучение источников (Концепции внешней политики РФ 2016 г., двусторонних дипломатических документов между Россией и ее зарубежными партнерами, документов международных организаций, действующих в регионе, таких, как СНГ и ШОС) и научной литературы, термин «гуманитарное сотрудничество» является наиболее часто употребляемым российскими дипломатами и исследователями для характеристики направления международного взаимодействия в таких сферах, как образование, культура, спорт, туризм, связи общественных организаций. Эта сфера межгосударственного взаимодействия стала одной из ключевых в условиях глобализированного мира, с его широкими возможностями для непосредственной коммуникации обществ, индивидов, культурного обмена, соприкосновения разных цивилизационных общностей. В международных отношениях сфера гуманитарного сотрудничества призвана решать задачи обеспечения социальной базы сотрудничества, диалога культур, наций, расширения взаимопонимания сторон, содействия урегулированию конфликтов.
Постсоветские государства Центральной Азии остаются для Российской Федерации ближайшими и важными партнерами в торгово-экономической, политической, военной сферах. Это взаимодействие имеет ключевое значение в построении региональной интеграции на евразийском пространстве и совместном противостоянии самым разным угрозам национальной, региональной и глобальной безопасности (терроризм, религиозный экстремизм, трансграничная преступность, информационные угрозы, кризисные явления в мировой экономике, торговые войны и санкционные противостояния, угрозы состоянию окружающей среды и т.д.), которых на современном этапе становится всё больше. Кроме того, важнейшими аспектами остаются сохранение и развитие культурных связей, культурной общности и общей исторической памяти, обеспечение равных прав соотечественников и диаспор, проживающих на пространстве бывшего СССР.
После распада СССР регион Центральной Азии, несмотря на деятельность в нём крупных межгосударственных объединений с разветвленной структурой (СНГ, ОДКБ; ЕврАзЭС, затем ЕАЭС), долгое время сохранял политическую разобщенность, и до сих пор нельзя говорить о его единстве перед глобальными вызовами современного мира. Остается достаточно противоречий - политических, экономических, межэтнических, - которые становятся препятствиями на пути к эффективному сотрудничеству и интеграционному взаимодействию. Многие представители политических элит стран Центральной Азии с настороженностью относятся к интеграционным инициативам, предлагаемым Россией, да и внутри региона тоже не сформировалось сколько-нибудь эффективного интеграционного механизма. Лишь в последние годы мы можем наблюдать относительно регулярные и конструктивные переговоры именно между странами Центральной Азии в многостороннем формате, на которых есть возможность обменяться мнениями и обсудить наиболее острые вопросы, прийти к компромиссу. Большую роль в этом процессе сыграли как традиционные идеологи евразийской интеграции - Президент РФ В. В. Путин и лидер Казахстана Н. Назарбаев, так и новые руководители стран региона, например, Узбекистана (Ш. Мирзиёев) и Киргизии (С. Жээнбеков). Россия на этом фоне объективно заинтересована в стабильности и сотрудничестве в регионе.
При этом, на волне формирования новых экономических империй и конкуренции центров силы современного мира за политическое и культурное влияние на все его регионы, необходимость консолидации цивилизационно и исторически близких сообществ, которые могут способствовать своей модернизации, интеграции и решать проблемы сообща, усиливается. В условиях конкуренции между политическими, экономическими, торговыми блоками ни один из них не будет способствовать развитию другого или решению его социальных проблем из каких-либо альтруистичных соображений. В той же Центральной Азии с помощью разных методов, не только политических, экономических, военных, но и культурных, - пытаются распространить свое влияние и многие внерегиональные акторы: США, Китай, Европейский Союз и отдельные его государства, Иран, Турция, Саудовская Аравия и другие. В настоящее время эта экспансия всё более активизируется. Страны региона становятся объектами для попыток включения в программы насильственной демократизации и смены режимов; вовлечения в кредитные схемы, формирующие финансовую зависимость; распространения религиозного экстремизма.
Гуманитарные связи между Россией и странами Центральной Азии являются одним из факторов консолидации государств и обществ, близких исторически и цивилизационно, с целью ответа на вызовы современного мира. При этом у данной сферы есть важная социальная сторона: она различными способами, прямо или косвенно, влияет на общества стран-партнеров, на различные процессы в них, на взаимное восприятие, религиозную толерантность, социальную обстановку, отчасти взаимосвязана с миграционными процессами, может влиять на перспективы решения проблем социально-культурного развития, распространение тех или иных моделей социального и в том числе межкультурного взаимодействия и поведения, ценностей, идей. В современном мире государства осуществляют большое количество проектов гуманитарных связей, но не все из этих проектов могут обеспечивать достаточную социальную отдачу, не все могут иметь ярко выраженный положительный эффект для межгосударственного взаимодействия и для каждого из обществ стран-партнеров, хотя в то же время могут требовать больших временных и финансовых затрат. Однако любая сфера международного сотрудничества - это система, которая может меняться и совершенствоваться с целью повышения ее социальной значимости, социальной ответственности и эффективного использования имеющихся ресурсов и возможностей в рамках интересов стран-партнеров.
В ходе данного проекта, на основе междисциплинарного подхода, использующего методы политических, международных, социологических и исторических исследований, будут выделены и изучены механизмы, институты, форматы, содержание, особенности и факторы гуманитарного сотрудничества между Россией и каждой из пяти стран постсоветской Центральной Азии на двустороннем и многостороннем уровнях взаимодействия, теоретические и практические подходы к анализу гуманитарного сотрудничества как сферы межгосударственного взаимодействия, его оценка обществами стран-партнеров, а в качестве конечного практического результата проекта будет разработана и применена на конкретных примерах методика комплексной оценки социальной эффективности гуманитарного сотрудничества с целью развития и продвижения социально-ориентированного подхода к анализу процессов взаимодействия, его критического осмысления с точки зрения качественного эффекта, социальной значимости, последствий, развития и стратегии.
StatusFinished
Effective start/end date12/08/201930/06/2022

    GRNTI

  • 11.25.67

    Type of Financial Sources

  • RNF

    UrFU Research Division section that handles this grant (Kuibyshev, Mira)

  • Kuibyshev Research Division

ID: 10849284