Description

Проект направлен на решение фундаментальной научной задачи, заключающейся в поиске и обосновании новых видов, форм, уровней образования как ресурса сохранения и развития социальной общности людей «третьего возраста». Актуализация проблемы образовательного ресурса социальной общности людей «третьего возраста» важна в связи с осуществлением социальных (в том числе пенсионной) реформ в современном российском обществе. Необходимо изучение образовательных стратегий россиян «третьего возраста» и потенциала адаптации российского образования к новым общественным потребностям за счет институционализации образования для этой социальной общности. Изучение этой проблемы будет способствовать укреплению новой возрастной идеологии. Согласно ей, «третий возраст» превращается в длительный, самоценный этап жизни, наполненный проявлениями трудовой, гражданской, социальной, образовательной, интеллектуальной активности. Актуальность исследовательского проекта связана с необходимостью разработки концепции образования как социального ресурса сохранения и развития общности людей «третьего возраста», отвечающего ожидаемым и прогнозируемым экономическим, социальным, демографическим изменениям российского общества в новых условиях. Суть концепции состоит в системном знании путей и механизмов мобилизации образования как социального ресурса людей «третьего возраста». Научная новизна исследования состоит в: концептуализации образования как социального ресурса и нематериального актива общности людей «третьего возраста»; анализе общности россиян «третьего возраста», включающей людей предпенсионного и пенсионного возраста, сквозь призму образовательных ресурсов их жизнедеятельности; оценке возможностей использования этой социальной общностью ресурсов образования в новых экономических и социальных условиях; использовании взятых во взаимосвязи общностного, институционального, деятельностного, ресурсного, темпорального подходов для исследования образования как ресурса сохранения и развития социальной общности людей «третьего возраста»; разработке типологии образовательных стратегий поведения социальной общности людей «третьего возраста»; создании авторской методологии и методики социологического исследования образования как социального ресурса этой общности. Ожидаемые результаты и их научная значимость: концепция образования как социального ресурса общности людей «третьего возраста»; авторская методология и методика социологического исследования образования как социального ресурса сохранения и развития этой общности; типология ее образовательных стратегий; направления и механизмы мобилизации образования как ресурса общности людей «третьего возраста». Ожидаемые результаты и их практическая значимость: новые подходы к использованию общностью людей «третьего возраста» ресурсов образования в различных сферах жизни; направления корректировки государственной социальной и образовательной политики для повышения ее эффективности в отношении общности людей «третьего возраста»; социальные технологии по формированию общественного мнения в отношении образовательного потенциала людей «третьего возраста».
StatusFinished
Effective start/end date15/01/201928/12/2021

    GRNTI

  • 04.41.61

    UrFU Research Division section that handles this grant (Kuibyshev, Mira)

  • Kuibyshev Research Division

    Type of Financial Sources

  • RCSI (RFFI)

ID: 9121868