Description

Проект посвящен проблеме развития институциональных моделей, профессиональных ролей и повседневных практик научного наставничества в российских университетах. Научное наставничество рассматривается как продуктивный способ активизации исследовательской деятельности студентов, повышения уровня их научно-исследовательской культуры и академического статуса до равноправного субъекта «взрослой» вузовской науки. Оно также служит механизмом формирования у студентов ориентации на академическую профессию и основ ранней академической карьеры.
Практики руководства научно-исследовательской деятельностью студентов в большинстве вузов не имеют программного характера, не подкреплены необходимыми кадровыми, организационными, временными ресурсами. Требуется научная «ревизия» советско-российского опыта научного наставничества вместе с изучением современного зарубежного опыта, особенно исследовательских университетов.
Главная идея проекта заключается в обосновании необходимости и возможностей внедрения в российские вузы продуктивных институциональных моделей и повседневных практик научного наставничества для студентов. Институциональные модели сформируют организационный, нормативный и ресурсный «каркас» этой деятельности научно-педагогического сообщества и студентов. Продуктивные повседневные практики создадут неформальное, креативное пространство для взаимодействия наставников и студентов, источники и ресурсы развития их интеллектуального и профессионального капитала. Разработка содержания профессиональных ролей научного наставника определит набор наставнических компетенций и моделей его взаимодействия со студентами.
Актуальность проблемы проекта связана с трансформацией взгляда на студенчество – отказом от исключительно образовательной траектории движения его человеческого капитала в университетской системе и принятием научно-образовательного трека его развития как «нового стандарта» высшего образования. Другой аспект актуальности обусловлен необходимостью превращения научного наставничества в эффективный механизм кадрового воспроизводства и омоложения научно-педагогического сообщества. Немаловажным аспектом актуальности проблемы проекта является акцент на развитие мало мобилизованного ресурса научно-педагогического сообщества вузов – ресурса наставничества.
Новизна проекта связана с уровневым теоретико-методологическим подходом к изучению научного наставничества – как научно-образовательного института, системы взаимодействия наставников и студентов и сферы их повседневных практик. Еще один аспект новизны проекта определяется выбором студенчества как объекта научного наставничества. В отличие от научного руководства в аспирантуре и докторантуре, научное наставничество студентов не получило своей научной разработки.
Существенное значение имеет получение массива новых эмпирических данных – о научно-исследовательской культуре студентов, наставническом ресурсе НПР, потребностях современных российских университетов в новых институциональных моделях и практиках научного наставничества, зарубежном опыте формирования и использования таких моделей и практик.
Ключевые задачи проекта:
- Разработка теоретико-методологической рамки, методической стратегии и инструментария для исследования научного наставничества как научно-образовательного института, системы взаимодействия вузовских общностей, способа их академического развития.
- Сравнительный анализ опыта организации научного наставничества в зарубежных и российских вузах с последующей концептуализацией институциональных моделей научного наставничества.
- Идентификация уровня научно-исследовательской культуры студенчества и роли в ее формировании научного наставника.
- Выявление нового содержания профессиональной роли научного наставника.
- Изучение повседневных практик научного наставничества в российских вузах, обеспечивающих привлечение и удержание способной молодежи в сфере науки и высшего образования.
Ожидаемые результаты:
В проекте запланировано получение следующих научных результатов
в области теории:
– теоретико-методологическая рамка исследования научного наставничества студентов как научно-образовательного института, системы взаимодействия вузовских общностей и сферы их повседневных практик;
– содержание профессиональных ролей научного наставника в модели «распределенного» управления НИРС;
в области методологии:
– методическая стратегия и инструментарий для исследования институциональных моделей научного наставничества и его практик, сложившихся в зарубежных и российских вузах;
в области эмпирического знания:
– сравнительная характеристика опыта организации научного наставничества в зарубежных и российских вузах, а также сложившихся в них институциональных моделей научного наставничества и условий их успешного внедрения в университетскую практику;
– аналитическое описание научно-исследовательской культуры студенчества в разрезе ее когнитивной, аксиологической и поведенческой структур;
– характеристика содержания и типов успешных повседневных практик научного наставничества в российских вузах, способствующих привлечению и удержанию способной молодежи в сфере науки и высшего образования;
– характеристика потребностей российских университетов в развитии новых институциональных моделей и повседневных практик научного наставничества, возможностей их внедрения в систему управления НИРС.
Решение заявленной в проекте научной проблемы внесет вклад в научную дискуссию об источниках активизации молодежной (студенческой) науки, предпосылках формирования ранней академической карьеры и «бесшовного» воспроизводства научно-педагогических кадров, а также о перспективах развития академической профессии в российских университетах.
Полученные результаты заполнят «лакуны» в отечественной науке о высшем образовании, которые связаны с отсутствием комплексных теоретических разработок и эмпирических исследований научного наставничества как научно-образовательного института, системы взаимодействия ментора и менти в формате повседневных практик. Разработка теоретико-методологической рамки исследования научного наставничества послужит расширению предметного поля теории адаптации (научное наставничество рассматривается как способ адаптации студентов к требованиям НИР в вузе), концепции академического развития научно-педагогического сообщества (научное наставничество определяется как «обновленная» профессиональная роль научно-педагогических работников). Она также внесет вклад в развитие концепции доверия в высшем образовании (научное наставничество трактуется как подсистема взаимодействия наставников и студентов, базирующегося на принципах доверия и обмена «неявным знанием»). Научной значимостью для теории университетского управления будут обладать результаты проекта, раскрывающие технологии научного наставничества и процесс интеграции модели наставничества в управление научно-исследовательской деятельностью в вузе.
Исследование позволит концептуализировать модели научного наставничества студентов на основе фундаментальных теорий, сложившихся в социологии высшего образования, педагогике высшего образования, теории университетского управления. Это поможет отрефлексировать и систематизировать потребности в наставнических практиках в университетах, оценить сложившийся их опыт и определить условия успешной диссеминации новых моделей и практик научного наставничества.
Практическая значимость результатов проекта заключается в возможности разработки научного обоснования управленческих решений, нацеленных на внедрение или обновление в университетах программ научного наставничества, создания оптимальных организационных условий для развития и реализации продуктивных повседневных практик научного наставничества, успешного функционирования сообществ научных менторов и менти, подготовки «корпуса» научных наставников.
Общественная значимость таких управленческих решений позволит повысить качество высшего образования за счет формирования исследовательской культуры студентов, привлечения их интеллектуального капитала в масштабные научные проекты вузов, удержания талантливой молодежи в сфере университетского образования и науки.
StatusActive
Effective start/end date16/03/202331/12/2024

    Type of Financial Sources

  • RNF

    UrFU Research Division section that handles this grant (Kuibyshev, Mira)

  • Kuibyshev Research Division

    GRNTI

  • 04.51.53

ID: 36539087