Description

Актуальность исследования определена комплексом противоречий, возникающих в студенческой образовательной общности под воздействием цифровизации социокультурного пространства. Цифровизация существенным образом меняет содержание большинства общностнообразующих признаков, в результате чего возрастает дисперсность социальных практик и форм социальной активности студенчества как самоорганизующегося а́ктора в условиях непрерывной многовекторной модернизации высшего образования, осложненной в последние 2 месяца социетальным пандемическим кризисом, последствия которого еще предстоит оценить. Вместе с тем, оценка социальной активности студенчества как элемента и функции института высшего образования, выходящего за рамки профессиональной подготовки, необходима в рамках разработки векторов реализации государственной молодежной политики. Исследование предполагает многофакторный анализ описательных характеристик общности, выявление каузальных связей, механизмов воздействия цифрового и реального социального пространства. Это имеет значение для теоретического осмысления широкого круга проблем социологии образования, социологии молодежи, социологии культуры и важно для принятия управленческих решений в сфере высшего образования и молодежной политики. Научная новизна проекта заключается в разработке новых теоретико-методологических подходов к исследованию цифровой общности студентов, что дополнит трансформационную теорию общества и обогатит концепцию актуальной культуры применительно к студенческой общности; в исследовании феномена «поколенческой аритмии»; в применении сравнительного анализа общности в условиях нелинейной модернизации образования; в применении сетевого, темпорального и тезаурусного подходов. Научная значимость проекта состоит в разработке теоретико-методологической концепции «цифровой студенческой общности», расширении понятийного аппарата социологии молодежи, социологии образования, социологии культуры; развитии теории актуальной культуры; авторской программе многофакторного исследования студенчества в условиях цифровизации социального пространства; новых эмпирических данных о структурных, институциональных и содержательных трансформациях студенческой общности. В качестве результата проекта предлагается теоретико-методологическая концепция трансформации студенческой общности в условиях цифровизации социального пространства; комплекс эмпирических данных, позволяющих зафиксировать изменения в общности в период 2016–2020 гг.; разработка динамической модели процесса социализации студенчества в цифровом обществе; определение оптимальных механизмов взаимодействия агентов социализации на региональном уровне в условиях социетального пандемического кризиса. 
StatusFinished
Effective start/end date16/07/202012/03/2021

    Type of Financial Sources

  • RCSI (RFFI)

    UrFU Research Division section that handles this grant (Kuibyshev, Mira)

  • Mira Research Division

    GRNTI

  • 04.51.61

ID: 13452849