Description

Возможности социального и экономического развития современного российского общества связаны с повышением качества человеческого капитала молодого поколения россиян. Основной сферой, в которой происходит его формирование и развитие, является образование. Образовательные общности школьников, студентов колледжей и вузов выступают носителями человеческого капитала, определяющего исторические перспективы развития нашей страны. Часть этих общностей показывает значительные достижения в образовании и конвертирует свой человеческий капитал в социальную успешность – образовательную, личностную, успешность профессионального самоопределения. Однако большинство выпускников школ, студентов колледжей и вузов не имеет таких высоких результатов и испытывает серьезные проблемы в образовательной и последующей профессиональной деятельности. Вопреки ожиданиям повышения качества человеческого капитала этих образовательных общностей в результате реформирования отечественной системы образования, мы наблюдаем усиление тревожных тенденций в этой сфере. Во-первых, на всех уровнях образования – в школах, колледжах, вузах – происходит заметное увеличение доли неуспевающих или слабо успевающих учащихся. По данным исследований, их сегодня более 30%. Растет число учебных заведений, имеющих статус неэффективных именно по критерию успеваемости обучающихся. Во-вторых, у представителей всех образовательных общностей отчетливо проявляются деформации образовательной мотивации. Они приводят к снижению образовательной активности учащихся и уровня их учебных достижений, к появлению имитационных образовательных стратегий и образовательных симулякров. В-третьих, резко снижаются возможности успешной реализации человеческого капитала выпускников учебных заведений в сфере труда вследствие размытости у них профессиональных ориентаций, профессионального самоопределения, стремления к социальной достижительности. Диагноз, который может быть поставлен достаточно большой проблемной части образовательных общностей, формулируется нами как образовательная неуспешность. При этом подобный диагноз прослеживается на всем пути осуществления трансфера человеческого капитала в сфере образования – от школы к колледжу и вузу и далее – к рынку труда. Снижение неуспешности образовательных общностей приведет к повышению качества их человеческого капитала и росту ВВП страны. Целью проекта является разработка междисциплинарной концепции и модели трансфера человеческого капитала образовательных общностей учащихся и студентов на пути от неуспешности к успешности. Концепция и модель направлены на поиск и обоснование новых научных подходов к изучению неуспешных образовательных общностей, а также механизмов, форм, видов, уровней, социальных технологий роста их конкурентоспособности за счет повышения качества человеческого капитала. Среди междисциплинарных задач проекта ключевыми являются: разработка содержания междисциплинарной концепции трансфера человеческого капитала образовательных общностей на пути от неуспешности к успешности; характеристика поведенческих стратегий образовательных общностей в условиях трансфера их человеческого капитала; исследование механизмов, форм и способов «наследования» образовательной неуспешности при переходе с одного уровня образования на другой; разработка междисциплинарной модели образовательного сопровождения проблемных образовательных общностей, способствующей их переходу от неуспешности к успешности. Среди положений, указывающих на новизну и междисциплинарность проекта, авторы выделяют следующие. Предлагается междисциплинарная концепция трансфера человеческого капитала образовательных общностей на пути от неуспешности к успешности. Ее суть – в анализе и показе возможностей обогащения человеческого капитала проблемных образовательных общностей учащихся и студентов и использования его потенциала в практиках их повседневной образовательной деятельности. Впервые ставится проблема трансфера человеческого капитала образовательных общностей в ее широкой трактовке как: а) их перехода от неуспешности к успешности; б) «наследования» успешности и неуспешности при переходе от школы к колледжу и вузу и от них – к рынку труда; в) процесса, с которым сопряжены новые риски и уязвимости формирования и развития человеческого капитала образовательных общностей. Впервые преодоление неуспешности образовательных общностей выступает в качестве проблемы междисциплинарного исследования, которое реализуется в совместной научной деятельности социологов, психологов, педагогов, экономистов. Впервые объектным полем междисциплинарного исследования являются образовательные организации и образовательные общности, локализованные в образовательном пространстве региона провинциальной России. Предлагаются разработанные на основе образовательных, профессионально-ориентационных, личностных и социальных характеристик междисциплинарные критерии и показатели успешности/неуспешности образовательных общностей. Разрабатывается типология образовательных общностей в контексте проблемы неуспешности/успешности, которая позволит на ее базе предложить социальные технологии, механизмы, формы повышения качества человеческого капитала проблемных общностей учащихся и студентов. Основные ожидаемые результаты проекта: 1) междисциплинарная концепция и модель трансфера человеческого капитала образовательных общностей учащихся и студентов на пути от неуспешности к успешности; 2) методология и методика междисциплинарного исследования трансфера человеческого капитала образовательных общностей учащихся и студентов; 3) типология образовательных общностей в контексте проблемы неуспешности/успешности; 4) характеристика поведенческих стратегий образовательных общностей в условиях трансфера их человеческого капитала; 5) характеристика рисков, барьеров, уязвимостей, возникающих в рамках трансфера человеческого капитала образовательных общностей на пути от неуспешности к успешности; 6) междисциплинарная модель образовательного сопровождения неуспешных образовательных общностей. Важность проекта определяется теоретической и практической значимостью проблемы повышения качества человеческого капитала образовательных общностей путем преодоления их образовательной неуспешности в ходе трансфера от школы к колледжу и вузу и далее – к рынку труда. Ожидаемые результаты значимы для развития фундаментального научного знания о возможностях обогащения человеческого капитала в сложных условиях социальной, социокультурной, экономической неопределенности современного российского общества. Они внесут вклад в развитие междисциплинарных теорий человеческого капитала, образования, социальных общностей, послужат импульсом к повышению теоретического, методологического и методического уровня дисциплинарного знания о человеческом капитале образовательных общностей (в социологии, психологии, социальной психологии, педагогике, экономике). Значимость ожидаемых результатов определяется возможностями их практического применения в школах, колледжах, вузах путем трансформации фундаментального знания в прикладные модели и социальные технологии антропоцентричного образования.
StatusFinished
Effective start/end date05/11/201901/03/2022

    UrFU Research Division section that handles this grant (Kuibyshev, Mira)

  • Kuibyshev Research Division

    GRNTI

  • 04.51.53

    Type of Financial Sources

  • RCSI (RFFI)

ID: 12332221